Хирурги краевого онкодиспансера начали применять метод Fast Track

25 декабря 2015

Новое для хирургии понятие «fast track», говорят специалисты, возникло в результате поиска эффективных методов лечения хирургических пациентов с минимальным риском. Подбор методов анестезии, минимально инвазивных способов оперативного лечения и активное послеоперационное восстановление fast track хирургии значительно сокращая время восстановления пациента. Теперь принципами fast track хирургии пользуются и в краевом онкодиспансере.

Как пояснил врач-онколог отделения малоинвазивной рентген-эндоскопической хирургии краевого онкодиспансера Руслан Хлобыстин, до недавних пор операции в абдоминальной зоне, например, на кишечнике, считались такими хирургическими вмешательствами, после которых пациентам предстояло провести в клинике минимум 15 дней. Теперь, благодаря технологии fast track, появилась возможность сократить послеоперационный период практически вдвое, однако это возможно только при условии соблюдения всех правил fast track.

– Важно понимать, что fast track – это целый комплекс принимаемых врачами мер. Если пациенту сделать малоинвазивную операцию, а восстанавливать  так, будто он перенёс открытую, – должного эффекта не будет, – уверен Руслан Хлобыстин. – Послеоперационный период обязательно должен быть направлен на быструю реабилитацию, восстановление всех физиологических потребностей и возможностей человека. Если пациент может есть – он должен есть. Если он может встать – он должен встать. Не нужно морить его голодом и запрещать вставать. Не зря говорят: движение – это жизнь. Там, где есть движение, – есть и заживление. Почему важно раньше начать кормить пациента после операции на кишечнике? Потому что кишечник – мощный орган, попадание пищи в который ведет к активации иммунитета. Когда в кишку попадают питательные вещества – она сокращается и лучше заживает.

Понятие «fast track», объясняют хирурги, охватывает все фазы нахождения пациента в стационаре: предоперационную, интраоперационную и послеоперационную. Важно не только выполнить максимально щадящую операцию, но и правильно подготовить к ней пациента.

– Пациент должен быть максимально посвящен в детали процесса лечения, – продолжает Руслан Хлобыстин. – Раньше все решения принимал только врач, но, применяя технологии fast track хирург обязан оговорить с пациентом ход операции и дальнейшего лечения, дать ему реальную информацию о предстоящих медицинских процедурах, операции, послеоперационном периоде и преимуществах программы fast track.

Метод fast track также включает в себя выбор оптимальной анестезии для каждого пациента, выполнение максимально щадящей операции с минимальной кровопотерей, минимальный срок использования дренажей, отказ от наркотических анальгетиков, если есть такая возможность, раннее начало двигательной активности и приема пищи.

– Сделали операцию – на следующий день пациент должен сесть, – поясняет Руслан Юрьевич. – Причем сесть не так, что ему приподнимают головной конец кровати, и он тоже приподнимается, нет. Это значить сесть полностью, опустив ноги на пол. Если у пациента есть силы, он может даже встать, потоптаться на месте, прокашляться, подышать полной грудью, чтобы отошла мокрота. Эти действия – прекрасная профилактика пневмонии и тромбоэмболии. Если нет возможности убрать зонд – нужно начать кормить пациента в него, я уже говорил о пользе раннего питания. В общем, вся концепция fast track нацелена на то, чтобы как можно быстрее восстановить нормальную саморегуляцию организма пациента после операции.

Для оперирующего врача хирургия fast track означает дополнительные трудозатраты, однако польза применения этих методов для пациента неоспорима, уверены специалисты краевого онкодиспансера. В первую очередь – это гарантия более быстрого восстановления после сложной операции, ведь при использовании старых методов хирургии организм из-за длительного лежачего положения и задержки питания требовал гораздо больше времени до полного восстановления.

– Обычно применяя технологии fast track хирурги проводят лапароскопические операции, но операция не обязательно должна быть таковой. Даже если пациенту выполнена открытая операция, можно ускорить восстановление пациента с помощью fast track – в этом мы убедились на собственном опыте. Уже к четырем пациентам после больших открытых операций нами применены были методы fast track. Послеоперационный день у этих пациентов оказался вдвое меньше, чем обычно, и в удовлетворительном состоянии они были выписаны на восьмой и десятый день после операции. Для сравнения добавлю, что в обычной хирургии на восьмой день пациенту только убирают желудочный зонд и разрешают пить. В дальнейшем мы планируем наращивать свой опыт использования этой технологии, –  подытожил Руслан Хлобыстин.

Дополнительная информация в пресс-службе Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. А.И. Крыжановского, тел.: 222-40-30, 8-913-576-80-67, Марина Соколова.