О лицензировании медицинских учреждений

15 мая 2007
В системе мер государственного регулирования медицинской и фармацевтической деятельности с 1992 г. важное место отводится лицензированию.

Лицензия (от лат. licentia - свобода, право) - специ­альное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю.

В структуре Росздравнадзора создано Управ­ление лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности приказами Росздравнадзора созданы центральные комиссии по лицен­зированию и утверждены соответствующие положения об их работе.

В состав комиссий наряду с сотрудниками Росздравнадзора вошли представители других министерств и ведомств: МВД России, ФСКН России, Минпромэнерго России, Федеральной службы по интеллек­туальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а также органов управ­ления здравоохранением субъектов РФ, профессиональных медицин­ских и фармацевтических ассоциаций, научных и образовательных учреждений, государственных учреждений в сфере лицензируемых видов деятельности.

Лицензирование в сфере здравоохранения и социального развития имеет две принципиальные особенности.
Критерии, определяющие лицензирование видов деятельности в указанной сфере, связаны с состоянием здоровья граждан. В этих видах деятельности взаимодействуют между собой государство в лице федеральных и региональных органов исполнительной вла­сти и многочисленные субъекты фармацевтического рынка, рынка медицинских и социальных услуг. К ним относятся производители средств медицинского назначения, дистрибьюторы, врачи, провизоры, аптечные сети, государственные и муниципальные медицинские уч­реждения, аптечные учреждения и частные предприятия, учреждения социального обеспечения, представители частного отечественного и иностранного капитала и общество в лице потребителей, нуждаю­щихся в медицинской, лекарственной и социальной помощи.

Другой особенностью является выраженная социальная значимость видов деятельности, на которые необходимо получить лицензию.
Механизм лицензирования как элемента государственного ре­гулирования отношений в ограниченном числе видов деятельности базируется на законодательных и разработанных на их основе подза­конных актах. Ведомственные нормативные акты, как правило, кон­кретизируют (устанавливают) требования и условия лицензируемого вида деятельности.

Законом края от 06.07.2006 №19-5007 утверждена краевая целевая программа «Укрепление материально-технической базы краевых государственных, муниципальных учреждений здравоохранения и краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Красноярского края» на 2006-2008 годы, задачами которой являются:

  • приведение в соответствие лицензионным требованиям и условиям материально-технической базы;
  • устранение условий, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью пациентов и медицинских работников учреждений здравоохранения края.

Основные мероприятия программы:

  • проведение капитального ремонта зданий (сооружений, помещений), в том числе разработка проектно-сметной документации;
  • установка охранно-пожарной сигнализации;
  • проведение капитального ремонта зданий (сооружений, помещений) в краевых государственных учреждениях здравоохранения и краевых государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, муниципальных учреждениях здравоохранения;
  • обеспечение учреждений здравоохранения автономными источниками электроснабжения;
  • приобретение медицинского и технологического оборудования, в том числе расходных материалов;
  • приобретение автотранспорта, в том числе санитарного, для краевых государственных учреждений.

Законодательное Собрание края определило увеличение расходов по Программе на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения не менее чем на 100 млн. рублей ежегодно.

Фактически стоимость мероприятий Программы по состоянию на апрель 2007 года увеличилась с 587 104,9 тыс. рублей до 1 290 424,9 тыс. рублей.

Кроме этого, в настоящее время каждое муниципальное образование края разрабатывает собственную ведомственную программу по развитию отрасли здравоохранения своего района или города на долгосрочный период до 2017 года, куда также включены и мероприятия для успешного прохождения лицензирования.