Самолечение антибиотиками — добро или зло?

14 ноября 2025

Бактерии, которые не поддаются лечению. Смертность от них становится выше смертности от онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний уже через 25 лет… Это не сценарий для фильма ужасов, а возможная реальность, если люди не перестанут бесконтрольно пить антибиотики. В том, чем опасна антибиотикорезистентность, разбираемся вместе с заведующей кафедрой микробиологии, профессором кафедры фармакологии и клинической фармакологии КрасГМУ Еленой Бочановой.

Сегодня в аптеке купить антибиотики без рецепта практически невозможно. И это одна из мер борьбы с проблемой, которая получила название «антибиотикорезистентность». Простыми словами — способность бактерий выживать и размножаться, несмотря на присутствие антибиотиков, которыми ранее эти микроорганизмы эффективно уничтожались.

Появляются бактерии, которые сложно вылечить, есть даже те, против которых нет эффективного препарата. И перспективы печальны. По информации Всемирной организации здравоохранения, если темпы роста антибиотикорезистентности сохранятся, то уже к 2050 году от устойчивых к антибиотикам бактерий умирать будут чаще, чем от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Мир вернётся в доантибиотическую эру, — предупреждает Елена Бочанова. — Чтобы этого не произошло, нужно исключить самостоятельное и зачастую необоснованное применение антибиотиков.

Человек, «назначая» себе антибиотик, приобретает то, что дешевле, что в прошлый раз помогало, что кто-то посоветовал, или то, о чём прочитал в интернете. Часто оказывается, что антибиотик не того спектра действия, а то и вовсе не нужен. Особенную осторожность надо проявлять при выборе антибиотика для детей, поскольку некоторые препараты влияют на развитие костной и хрящевой ткани. Чтобы лечение было эффективным и безопасным, необходимо обращаться к доктору.

ЗАДАЧА С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Сегодня известно около 300 наименований антибиотиков. Для выбора нужного врач учитывает и анализирует три главных аспекта:

  • Характеристики возбудителя заболевания. Для его выявления назначаются анализы, в том числе микробиологическое исследование.
  • Характеристики антибиотика. Важно выбрать тот, который не просто эффективен против возбудителя, но и может проникать в очаг. Врач учитывает фармакокинетические особенности антибиотика. Например, бывает, что антибиотик теоретически эффективен, но не создаёт нужных концентраций.
  • Особенности состояния здоровья пациента. Врач оценивает функцию почек, печени, выясняет наличие беременности, лактации, сопутствующих хронических заболеваний. Это важно учитывать, потому что антибиотики могут вызывать угрожающие здоровью и жизни побочные эффекты.

Понятно, что сам человек, не имея медицинского образования, не способен решить эту задачу с тремя неизвестными.

БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Нередки случаи, когда человек пьёт антибиотик, что вылечить кашель, убрать боль в горле, снизить температуру… Но он забывает, что эти симптомы могут быть из-за вирусной инфекции. А на вирусы антибиотики не действуют.

Рассмотрим пример. Пациент с острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ) сам начал принимать антибиотик. Течение заболевания лёгкое, и он пошёл на поправку. В его сознании откладывается, что вылечился он благодаря антибиотику, хотя это не так. Приём антибиотика не прошёл бесследно для его нормальной микрофлоры кишечника, кожи, верхних дыхательных путей, мочевыводящих путей. Появляются бактерии, которые выжили на фоне антибиотика и выработали механизмы резистентности. Пока они находятся рядом с нормальной микрофлорой, которая их сдерживает, они никак не дают о себе знать. Но стоит им попасть в другое место организма, они тут же провоцируют заболевание. К примеру, при попадании из прямой кишки в уретру появляется цистит, который стандартными препаратами уже не лечится. Или при попадании антибиотикорезистентных бактерий в лёгкие возникает пневмония, которая тоже не поддаётся лечению привычными антибиотиками. Получается, человек сам провоцирует выработку антибиотикорезистентных бактерий в своём организме, каждый раз принимая не нужные ему антибиотики. Это как бомба замедленного действия.

Одной из причин роста уровня антибиотикорезистентных бактерий стала пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Тогда многие бесконтрольно принимали доступные антибиотики. В результате сегодня есть инфекции, которые с трудом поддаются лечению, потому что вызваны бактериями с механизмами резистентности к антибиотикам. И порой приходится использовать комбинированную терапию, с применением трёх и даже четырёх антибиотиков. «Конечно, это мощный удар по организму, но здесь главное, чтобы пациент выжил», — считает завкафедрой микробиологии имени доцента Б.М. Зельмановича КрасГМУ Елена Бочанова.

СТАЦИОНАРНЫЙ ПАРАДОКС / НЕВИДИМЫЙ ВРАГ

Как ни парадоксально, больше всего случаев столкновения с антибиотикорезистентными бактериями происходит в стационаре. Это связано с тем, что там широко применяются антибактериальные препараты, и микроорганизмы, живущие в стационаре, постоянно подвергаются воздействию лекарств. В результате появляются бактерии, резистентные к некоторым, а иногда и ко всем известным антибиотикам.

Вместе с экспертом Еленой Бочановой, которая является также врачом — клиническим фармакологом, главным внештатным специалистом по клинической микробиологии и антимикробной резистентности Минздрава Красноярского края, составили топ-3 самых распространённых возбудителей инфекций в условиях стационара.

Первое место отдано бактерии с красивым названием Klebsiella pneumoniae (клебсиелла пневмонии). Она способна проникать в лёгкие, мочевыводящие пути, кровь и оболочки мозга, вызывать тяжёлые заболевания, вплоть до летального исхода.

На втором месте — бактерии рода Acinetobacter (ацинетобактер). Эти бактерии обладают высокой резистентностью к большинству антисептических и антимикробных препаратов. Они могут вызывать тяжёлые инфекции дыхательных, мочевыводящих путей, кровотока, кожи и мягких тканей, нервной системы. Исходы инфекций, вызванных этим антибиотикорезистентным возбудителем, неблагоприятны, так как эффективных препаратов для их лечения почти нет.

Третье место занимает Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка). Проявления синегнойной инфекции зависят от поражённого органа. Её лечение затруднено, поскольку бактерия отличается устойчивостью к антибиотикам: почти треть (30 %!) синегнойной палочки устойчива к 12 антибиотикам одновременно.

Всего таких бактерий с высокой резистентностью к антибиотикам насчитывается порядка 15. Они вошли в список приоритетных бактериальных патогенов, опубликованный в прошлом году Всемирной организацией здравоохранения.

ЕСТЬ ЛИ ШАНС?

В России существует программа СКАТ — стратегия контроля антимикробной терапии. Её цель — оптимизировать применение антимикробных препаратов в российских стационарах, чтобы сдерживать рост антибиотикорезистентности.

Согласно программе, тактика лечения, которую выбирает врач, должна учитывать определённые условия. Например, если пациент недавно был в стационаре, где получал лечение антибиотиками, имеет при этом хронические заболевания, то те же бактерии у него могут быть гораздо более устойчивыми к антибиотикам, чем бактерии у молодого пациента, который заболел первый раз и не имеет хронических заболеваний. Такой анализ сегодня обязателен.

На вопрос, есть ли возможность бороться с антибиотикорезистентностью, Елена Бочанова однозначно отвечает:

Безусловно, шанс на то, что мы не вернёмся в доантибиотическую эру, есть. Но надо понять каждому человеку: одних усилий врачей недостаточно! Врага по имени «антибиотикорезистентность» может остановить только тандем «врач-пациент». При недомогании не назначайте сами себе антибиотики! Придите к доктору, который выберет лекарственную терапию грамотно и, если потребуется, назначит «рабочий» антибиотик. Здесь важно сказать о том, что нужно тщательно соблюдать схему лечения противомикробными средствами, не прекращать раньше, даже если уже наступило улучшение: не должно оставаться «недобитых» бактерий. Конечно, никто не отменял вакцинацию от серьёзных инфекций: чем реже человек будет болеть, тем реже будут нужны антибиотики.

Изображения взяты с сайта межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии.

Дополнительная информация для СМИ: 8 (391) 228-08-47, пресс-служба КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.