Готовимся к школе
Переход из детского сада в 1 класс – в большей или меньшей степени - стресс для детской психики. Как показывает практика, шесть первых недель – самые сложные в жизни первоклассников. Именно в это время ребенок должен максимально чувствовать вашу поддержку и уверенность в его силах и способностях. По мнению детских психологов, готовность ребенка к школе во многом определяется его психическим и физическим развитием. Любые отклонения в здоровье будут помехой учению. Поэтому обратите внимание на состояние нервной системы. У ребенка еще недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения, он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Не заставляйте ребенка перенапрягаться. Сильное утомление ведет к раздражительности, агрессивности ребенка, в дальнейшем к нежеланию учиться, ходить в школу.
Необходимо, чтобы у будущего первоклассника был базовый объем знаний. Он должен уметь слушать, запоминать, решать несложные задачи, иметь представление о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей, лучше, если он будет знать буквы, сможет читать. Учите ребенка наблюдать, делать выводы, рассуждать. Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Чаще просите ребенка пересказать увиденное или услышанное – это не только развивает речь, но и обогащает память.
Очень важным моментом является выполнение режима дня. Его основные моменты:
1. Вовремя ложиться спать и просыпаться (чтобы оставалось достаточно время на зарядку, завтрак и спокойные сборы).
2. Правильное питание. Побольше фруктов и овощей.
3. Установить определенное время для приготовления уроков (в среднем – 2 часа).
4. Младшим школьникам будет полезен дневной сон при открытой форточке.
5. Перерыв между школой и домашними занятиями должен составлять не менее 3,5-4 часов.
6. Ужин - не позже 1,5 часов до сна.
7. Прогулка в течение дня и перед сном.
8. Не тревожьте сон ребенка.
Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен видеть улыбку на вашем лице. Не торопите и не подгоняйте его, умение рассчитать время – ваша задача. Утренней гимнастикой должны заниматься все дети. Вообще, любые упражнения, направленные на укрепление мышц спины, будут нелишними. Пойдет на пользу, если ребенок будет заниматься плаванием, а можно просто записать его в бассейн. Это очень хорошо тренирует мышцы спины и в последующем, когда начнутся серьезные нагрузки, в том числе, и на позвоночник, это предотвратит искривление и нарушение осанки. Также очень полезна для осанки ходьба на лыжах. Для укрепления стоп ортопеды рекомендуют велосипед и бег. Главное - не переусердствовать – излишние физические нагрузки ребенок может не выдержать.
Ни в коем случае нельзя ругать «первоклашку» за неудачи. А если, придя вечером домой, вы обнаружили в прописях непонятные закорючки, а про остальные уроки ребенок даже не вспомнил – это ваша вина. Значит, вы не воспитали в нем чувство ответственности. Помогите организовать учебное время, поддержите в начинаниях, похвалите, сопереживайте вместе с ними. Пусть ребенок почувствует вашу защиту. От этого напрямую зависит и самооценка, и уверенность в собственных силах. Если ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет все сам. Постарайтесь найти в течение дня полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, в этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
Контакт с учителем – важное правило. Обязательно нужно рассказать педагогу об успехах и проблемах вашего ребенка. Поинтересоваться – как он ведет себя на уроках, насколько полно усваивает информацию на занятиях, играет ли с товарищами на переменах. Умение завоевать авторитет в классе, легкость общения со сверстниками – очень серьезная составляющая школьной жизни.
Помните, что родители детей в возрасте от 7-ми лет должны всё более терпимо относиться к изменениям в ребёнке, его растущей независимости. Они должны выражать готовность и умение обсуждать жизненные ценности, вместо того, чтобы просто навязывать их детям. В течение учебного года есть критические периоды, когда учиться становится сложнее, быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.