Виктор Климов: Цифровая медицина – перспективная сфера здравоохранения будущего вне зависимости от настоящих обстоятельств
Цифровая медицина – перспективное направление здравоохранения будущего. Ее внедрение крайне важно вне зависимости от тех обстоятельств, в которых находится сейчас российское здравоохранение – хронический кадровый голод в регионах (особенно в малых городах и сельских территориях), недостаток финансирования, изношенность инфраструктуры. Такое мнение высказал корреспонденту сайта ONF.ru член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Климов.
Эксперт подчеркивает, в рамках проекта «Народная оценка качества» активисты ОНФ инспектируют поликлиники по всей стране, проверяют условия и качество работы медучреждений. Нередко при разговоре с региональными министрами здравоохранения чиновники уходят от темы насущных проблем и управленческих недоработок своих подчиненных, переводя взгляд в «светлое будущее» и рассказывая о планах по внедрению новых технологий. При этом многие управленческие огрехи вполне можно исправить без серьезных дополнительных бюджетов, как говорится, «здесь и сейчас».
«Конечно, подменять одно другим нельзя. Нужно заниматься решением текущих проблем, и в своих рейдах ОНФ лишний раз напоминает главврачам о них. Зачастую у руководителей проверяемых учреждений замыливается глаз, они не видят ошибок. Но это не значит, что не нужно заниматься перспективными технологиями. Переход на цифровую медицину создаст новые возможности. Я убежден, снятие существующих барьеров в здравоохранении сделает отрасль одной из реальных локомотивов в цифровизации экономики страны. И это будет конкретное дело, а не общие разговоры про новую реальность», – считает координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Климов.
Нормативное определение статуса электронной медицинской карты и правил оборота персональных данных гражданина, по мнению эксперта ОНФ, – это возможность уже сегодня создать ситуацию, в которой данные будут следовать за пациентом. Это когда медицинская карта и актуальные результаты обследований будут доступны жителю нашей страны не только в той поликлинике, где в пыльном шкафу хранится карта, но в любом медицинском центре, куда гражданин обратится за высокотехнологичной помощью. Сегодня отсутствие такой возможности порождает массу проблем, начиная от элементарного неудобства и заканчивая потерей документов при пересылке от регионального к федеральному специалисту.
Продвинутые регионы уже двигаются в этом направлении, внедряют у себя подобные системы. Но пока в приоритете по-прежнему остается бумага. «Уверен, решение этой конкретной узкой отраслевой задачи продвинет нас в цифровой экономике гораздо больше, чем бесконечные рабочие группы, обсуждающие ее концептуально. Это мощный стимул для развития технологий, а также компаний, готовых поставить на рынок современные IT-технологии, и реальной практический опыт в правовом регулировании медицины нового формата. Тем более что во многих странах это уже есть», – отмечает Виктор Климов.
Впрочем, готовность решать задачи современности есть не везде и не у всех. В рейдах по поликлиникам активисты ОНФ сталкиваются в регионах с ситуацией, когда предпринятые несколько лет назад попытки внедрения единой электронной системы, как, например, в Твери, терпят фиаско. Так, запущенная здесь в 2013 г. электронная система была брошена на полдороге. К настоящему времени она устарела и морально, и технически. И получается, что деньги были выброшены на ветер и надо все начинать с нуля. Но есть и удачные примеры, как, например, в Красноярске, где в поликлиниках данные пациентов уже переводят в электронный формат и накапливают базу.
К появлению цифровой медицины готовы и сами потребители. Довольно большая часть россиян, с которыми общаются во время рейдов активисты Народного фронта, освоили систему электронной записи через Интернет. В Москве и других больших городах весьма распространена практика, когда результаты диагностических исследований пациенты сбрасывает лечащему врачу через мессенджеры – сканы, фотографии анализов. Понятно, что такое действие – за рамками правового поля и пока не урегулировано законом, но и пациентам, и врачам это удобно.
«Возможность получить консультацию дистанционно может существенно повысить доступность отдельных медицинских услуг для жителей, удаленных от районных центров населенных пунктов, когда человеку не нужно ехать 2,5 часа до поликлиники и еще отстоять столько же в очереди. Такая практика снимет самую главную проблему, на которую больше всех приходит жалоб от граждан страны, – это очереди за талоном и на прием к врачу», – подвел итог Виктор Климов.
Проект:
Народная оценка качества