Ангиоблок в ачинской больнице спас тысячи жизней
Приоритетное направление в рамках национального проекта «Здравоохранение» по профилактике и борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями обозначено главным по объективным причинам: смертность от «сердечных» хворей, увы, занимает лидирующие позиции. Как констатируют кардиологи, болезни этого профиля еще и «молодеют». Буквально полвека назад сенсацию произвела идея стентирования: ученые заявили, что это реальный прорыв в кардиологии, позволяющий подарить шанс на качественную жизнь даже людям с пораженными сосудами. Первую операцию провели в 1986 году, а эффективность технологии доказали лишь в 90-х годах прошлого века.
В Ачинске ангиоблок работает с 2016 года, и сегодня благодаря ему тысячи людей победили смерть.
24/7: формула спасения
О том, почему отделение рентгенхирургических методов лечения и диагностики АМРБ (в народе ангиоблок) уникальное, и как с помощью стента подарить больному шанс на здоровую жизнь, рассказывает заведующая кардиологическим отделением КГБУЗ «Ачинская межрайоная больница» Наталья Наквасова.
- Наталья Владимировна, отделение было открыто 19 сентября 2016 года. Расскажите, что оно из себя представляет и каким образом туда попадают пациенты.
- Пациенты с острым инфарктом миокарда получают здесь высокотехнологичную помощь. Если раньше таких больных лечили методом тромболитической, консервативной терапии (посредством вводимых лекарств «растворяли» тромб. – Ред.), то теперь их лечат оперативно. Отделение успешно работает четвертый год, за этот период провели достаточное количество как экстренных, так и плановых операций, а также диагностических коронарографий.
- Много ли операций проводится на базе ангиоблока?
- С каждым годом объемы увеличиваются, исключением не стал и этот год: провели 1200 диагностических коронарографий и 400 пластик сосудов.
Пациенты с острым инфарктом поступают по скорой помощи, что называется, «с колес», из Ачинска и Ачинского района, Назарова, Боготола, Козульки, Тюхтета, Бирилюс, Большого Улуя, Ужура, из Шарыпово.
Работаем 24/7 – 24 часа в сутки семь дней в неделю.
- Это экстренная работа, получается, смены в больнице на этом направлении постоянные: дневная и ночная?
- Конечно. В ангиоблоке работает три рентгенэндоваскулярных хирурга, медицинские сестры-анестезистки, наши помощники – младший персонал, санитарки. Коллектив достаточно квалифицирован, разумен, опытен. Хочется, чтобы люди были здоровы, мы работаем для этого.
- Летальность за время работы отделения снизилась?
- Безусловно. Проведение стентирования, чрезкожной пластики позволяет снизить летальность от острого инфаркта миокарда. Что такое инфаркт? Это острая смерть клеток миокарда, острый некроз, задача - восстановить кровоток. Снабжает сердце кровью коронарная артерия, а сердце - это главный орган, чтобы жил весь организм. Если случается инфаркт, некоторые участки тканей сердца погибают. Эти операции позволяют в кратчайшие сроки восстановить кровоток.
Зонтик от тромба
Смысл высокотехнологичной операции на первый взгляд так же гениален, как и «прост»: в «забитый» атеросклеротическими бляшками, отложениями холестерина на стенках сосуд вводится стент. Происходит это через небольшое отверстие на коже, причем обезболивается только место прокола – не требуется даже общая анестезия.
Ангиоблок в ачинской МРБ уникален тем, что «по эту» сторону Урала подобных пилотных проекта на базе межрайонных больниц всего два. Конечно, такие отделения успешно работают на базе крупных больниц (к примеру, ближайшая – красноярская краевая, центр федерального уровня, где есть отделение торакальной хирургии), а вот для нас это достойный вызов и высокая планка, с которой, к счастью, ачинские медики справляются.
Учитывая, что в АМРБ очень сильное кардиологическое отделение, но
кардиостационара нет, наш ангиоблок – гордость.
По сути открытие такого отделения у нас – действие стратегическое, и задача его – приблизить передовую врачебную методику к периферическим районам, протянуть ниточку от центральных городов к средним и маленьким. В будущем вслед за Красноярском-Ачинском «цепочки» Красноярск-Канск, Норильск, Лесосибирск, Минусинск распространятся по территории всего региона.
Наталья Наквасова подчеркивает: квалификация ачинских специалистов очень высокая.
- Рентгенэндоваскулярный хирург – относительно молодая специальность, которая вышла из рентгенологии, - рассказывает кардиолог. - Первые операции были проведены в Первой краевой больнице. Основоположник – профессор Алексей Владимирович Протопопов, уникальный профессионал, человек с большой буквы, настоящий эрудит, чьими знаниями, мировоззрением, желанием помогать людям, работать и учить я восхищаюсь.
Ачинские доктора прошли 10-месячную интернатуру, это Александр Викторович Дроздов и Валимурод Нурович Нуров. На первом этапе операции проводили врачи из Красноярска, мы учились у них практике – как готовить пациентов, в каком порядке проводить экстренные и плановые вмешательства. Для нас все это было ново. В этом году в отделение пришел новый доктор – Руслан Рафаэлович Бахтин. О докторах могу сказать только хорошее: активные, разумные, что немаловажно – молодые, желающие работать, с огоньком в глазах. По сути работа требует изучения нового и применения этого на практике, ведь ангиографический аппарат уникален тем, что у него много «точек приложения». В нашей больнице он работает только на коронарной артерии, в скором будущем надеемся, что он найдет применение и в работе на церебральной артерии для лечения пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Это уже спасение пациентов с острым ишемическим инсультом, так как мозг координирует интегральную функцию жизнеспособности человека.
Работа у рентгенхирургов непростая: так как операция проводится под контролем рентгена, все время операции (а это в среднем от двух до четырех часов) они находятся в специальных костюмах с защитой от лучей, а выходят из операционной в насквозь мокрых от пота медицинских костюмах – хоть выжимай.
Не барахлить!
Кардиологи констатируют: много пациентов «запущенных», которые не попадали в поле зрения терапевта, кардиолога. Зачастую они оказываются в больнице в тяжелейшем состоянии. Самыми сложными случаями занимается краевая больница, с которой АМРБ работает тесно, коллегиально.
Первые помощники для ангиоблока, по словам Натальи Владимировны, -отделение реанимации. Здесь пациента стабилизируют, выхаживают в первые двое суток, чтобы возможно было оперативное вмешательство. После стентирования пациенты долечиваются в кардиологическом отделении, направляются на санаторно-курортное лечение, а затем наблюдаются в поликлиниках у участковых терапевтов.
Увы, болезни молодеют: совсем недавно на коронарографию поступил 29-летний пациент из Боготола. Оказалось, что его сосуды настолько изношены, что стенты поставить невозможно, надо делать операцию на открытом сердце. При этом молодой человек не злоупотребляет курением, без лишнего веса, то есть факторов риска не имеет. Конечно, «нишу» по сердечно-сосудистым болезням традиционно заполняют люди 60+, ну а самые возрастные пациенты, которых лечили в Ачинске: 90-92 года.
Важно
Первые тревожные «звоночки» - при физической нагрузке возникают загрудинные боли и одышка. Это повод посетить врача. В группе риска – пациенты с гипертонической болезнью.
Кардиологи предостерегают: хоть операция по стентированию и вполне безопасна, все же назначение диагностических коронарографий не должно быть «огульным». Это «золотой стандарт» при ишемической болезни сердца, но операция требует введения контрастных и йодсодержащих веществ. Для организма угрозы это не представляет, но чужеродно. Для назначения коронарографии основанием должны быть не только жалобы пациента, но и неинвазивные методы обследования: эхоКГ (УЗИ сердца), велоэргометрия (проба с физической нагрузкой), суточный холтер.