«Долгое возвращение домой»
История, которая произошла в Красноярском краевом психоневрологическом диспансере могла бы стать сюжетом для экранизации!
Спустя более 3-х лет разлуки, 25 декабря 2020 года, семья в далеком Дагестане дождалась возвращения в родной дом своего сына и брата.
А началось все с того, что 30 декабря 2016 года карета скорой помощи доставила в стационар ККПНД № 1 по адресу: ул. Курчатова, д. 14 мужчину, который длительное время находился в одном из подъездов дома г. Красноярска. Его поведение и внешний вид вызвало опасение у жильцов, на счастье человек не был выставлен на мороз, а бдительные соседи обратились за помощью.
Кроме своего имени и фамилии пациент ничего не помнил: как попал в подъезд, есть ли родные и близкие, где учился, где работал, год рождения так же называл не верно. Все документы отсутствовали. Только для того, чтобы разговорить пациента, ушло 4 месяца.
По началу он вспомнил сколько ему лет, вспомнил как зовут маму, отца, братьев и сестер, вспомнил что проживал с ними в селе возле Дагестана. Тогда пациента стали приглашать в отделение психосоциальной реабилитации, показывать карты местности Дагестана и ближайших районов. И тут, он вспомнил, что родом из села Муджуг, которое находится на пограничной территории Дагестана и Азербайджана. После этого специалисты отделения психосоциальной реабилитации обратились за помощью в дагестанскую диаспору и получили моментальный ответ.
Представитель диаспоры приехал в стационар и пообщался с Ялчином, но и в беседе с ним не было возможным понять, где сейчас проживают родные. Тогда, с разрешения пациента, было принято решение искать родных через сторонних людей.
Предполагалось, что в Красноярске будет проведение свадьбы, на которой представители диаспоры смогут опросить своих друзей, родных, близких, знакомых, может кто-то этого человека знал, видел, либо знает его родных. Было сделано фото Ялчина, представитель диаспоры эту фотографию показал музыкантам, которые присутствовали на мероприятии, те взяли ее с собой и увезли на родину.
Параллельно началась работа по установлению личности пациента, постепенно Ялчин начал вспоминать и рассказывать, что ранее служил в Красноярске, затем проживал в Новосибирске, а как вернулся в Красноярск - не помнил. Вспомнил, что работал охранником в одном из банков. Любая информация сразу же проверялась, запрос на установлении личности был отправлен в отдел полиции, запрос в воинскую часть, созванивались с ОМВД по Магарамкенскому району.
В августе 2017 года раздался телефонный звонок, это был отец Ялчина, Саид Пашаевич!
Ребята музыканты прошли с фотографией по населенному пункту, и отец узнал сына. В беседе отец рассказал, что Ялчин действительно ранее проживал в Новосибирске. В 2015 году попал в ДТП, после чего начались проблемы со здоровьем. С Новосибирска он забрал Ялчина домой, но в один из дней он уехал в неизвестном направлении, так связь между родными была утрачена.
В августе 2017 года отец приехал для решения вопроса по восстановлению личности сына, а затем для изготовления документов с целью забрать его на родину. Каждый день в течение всего времени пребывания Саид Пашаевич навещал Ялчина в больнице. Они очень долго говорили и если бы не режим учреждения, то казалось могли бы не расставаться часами. Отец старался принести сыну передачи с любимыми продуктами. Через неделю он уехал, заканчивались деньги на проживание, а еще нужны были финансы на возвращение. Появилась надежда что вопрос по восстановлению документов пойдет быстрее после приезда отца и подтверждения личности Ялчина. Очень долго пришлось ждать ответ из консульства Азербайджана в г. Екатеринбурге, но ответ был не положительным. Ялчин не являлся гражданином Азербайджана. Нужны были новые действия. Было составлено и отправлено письмо в Азербайджан на имя президента, с просьбой о помощи возвращения Ялчина на родину.
Тем временем, продолжалась работа в Красноярске. Семья Ялчина, так же активно подключилась к действиям по восстановлению его социального статуса. В 2018 году по Красноярскому телевидению прошел сюжет о пациенте, чтобы привлечь внимание к ситуации. Случаем заинтересовалась Москва, стали поступать предложения, привезти Ялчина на программу НТВ, но как только узнали, что вся проблема в том, что нет возможности изготовить паспорт, (так как Ялчин человек без гражданства) интерес пропал.
Как известно, в клиниках психоневрологического типа сейчас создаются максимальные условия для более комфортного пребывания пациентов в стационаре, но все же создать домашнюю обстановку сложно. Понимая, что процесс по восстановлению документов и отправке домой долгий, было принято решение перевести Ялчина из города в один из филиалов ККПНД № 1. Этот филиал находится в живописном месте, пациенты имеют возможность под присмотром персонала более длительное время проводить на свежем воздухе, что благотворно сказывается на их самочувствие.
Отец Ялчина 2 раза в месяц звонил и осведомлялся о самочувствии сына и о проводимых действиях, чтобы вернуть сына домой. В скором времени звонки на короткий период прекратились, как узнали позже, отца не стало, очень печально, но возвращения сына не дождался.
Брат Ялчина и невестка взяли всю заботу о нем на себя, теперь звонки стали поступать от них. В каждой беседе близкие говорили о том, что с нетерпением ждут возвращения своего родственника.
В 2019 году процессу поспособствовала депутат Законодательного собрания Красноярского края Марина Добровольская. Вскоре, Ялчину удалось присвоить статус «лицо без гражданства», с разрешением на временное проживание (РВП).
Настал момент возвращения в семью. Родные Ялчина не имели возможности вылететь лично из-за финансовой трудности, но в течении суток после получения информации о том, что он может вернуться домой приобрели билет с сопровождением до места прибытия.
Специалисты ККПНД № 1 и родные пациента круглосуточно были на связи, нужно было четко скоординировать все действия, чтоб Ялчин благополучно добрался домой.
23 декабря 2020 года в сопровождении социального работника Ялчин прибыл в аэропорт Емельяново, на стойке регистрации его встретил специалист службы сопровождения аэропорта.
Дорога предстояла дальняя, с транзитом, через Москву, на всех этапах пересадки и посадки было согласовано родными Ялчина его сопровождение. Но, что-то пошло не так. В назначенный час самолет приземлился в аэропорту Махачкалы, но Ялчина на борту не было. Родные были в шоке! Было страшно представить, что после стольких лет работы, по возвращению на родину, возможно опять потерять человека.
Сразу, после получения сообщения, оперативно началась работа по розыску. Родственниками и сотрудниками ККПНД № 1 были поданы заявления о пропаже человека в линейный отдел полиции аэропорта «Внуково». Во все диспетчерские службы аэропорта Красноярска (Емельяново) и Москва (Внуково) были совершены звонки, с целью восстановить события, где могли потерять пассажира. Оказалось, что в Москве, после посадки Ялчин, не дождавшись сопровождающих покинул самолет со всеми пассажирами, на регистрацию рейса до Махачкалы не прибыл.
Перед полетом социальный работник сделала фото Ялчина, осталась надежда, что эта ориентировка поможет найти его в стенах аэропорта. Так и случилось!
Два часа поиска показались вечностью. Информацию о том, что Ялчин найден получили одновременно его родные и сотрудники ККПНД №1.
Благодаря сотрудникам линейного отдела полиции аэропорта Внуково дальнейшее путешествие завершилось воссоединением семьи. Старенькая мама, брат и жена брата, не могли найти слов благодарности всем, кто принял участие в судьбе их родственника. Пожелали всем удачи, мира, любви, здоровья и всего самого наилучшего что есть на белом свете!
Счастливый конец истории долгого возвращения домой.
PS: Сейчас у Ялчина прошел процесс адаптации после долгой разлуки с семьей. Он счастлив, что имеет возможность жить в семье, трудиться в столярной мастерской и строить планы на будущее.
А из консульства республики Узбекистан в адрес психоневрологического диспансера пришла благодарность – за заботу и поддержку гражданина республики, оказавшегося в сложной ситуации.
По информации КГБУЗ ККПНД 1