Дополнительное лекарственное обеспечение: каждый рецепт на медико-экономический контроль
Система дополнительного лекарственного обеспечения существует с 2005 года. Направленная на то, чтобы сделать сегодня более доступной и качественной медицинскую помощь населению, она также объединяет деятельность органов власти, медицинских учреждений, фармпредприятий. Эксперты считают, что такая программа просто необходима, ведь при росте цен, в том числе и на лекарства, потребление лекарств на душу населения тоже постоянно растет. Неудивительно, что любые проблемы с ДЛО сразу же сказываются на настроениях жителей. Сегодня мы можем говорить о том, что ситуация с обеспечением льготников медикаментами по программе дополнительного лекарственного обеспечения улучшается. Уже 6 лет инвалиды и другие льготники могут бесплатно получать высококачественные дорогостоящие препараты, о которых раньше не могли и подумать. Самый главный аргумент в пользу этого утверждения - показатели заболеваемости и снижения смертности улучшаются. Причем, по ряду заболеваний, это напрямую связано с подвижками в системе лекобеспечения. И очень важно, чтобы механизм действия и его преимущества понимали пациенты. О ситуации с лекарственным обеспечением федеральных и краевых льготополучателей рассказывает начальник отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Красноярского края Елена Кожухова.
- Для начала немного цифр. На 2011 год край получит более миллиарда федеральных денег. Много это или мало? Этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить необходимую потребность в лекарствах. Нужно понимать - дополнительное лекарственное обеспечение – достаточно сложный механизм. Заявки на лекарства защищаются очень тщательно. С одной стороны – это жизнь и здоровье пациента. С другой, это государственные средства, и их нужно использовать разумно. Потому каждый рецепт должен пройти медико-экономический контроль. Закуп и поставка в аптеки лекарственных средств по программе обеспечения необходимыми лекарственным средствами (ОНЛС) производится по заявкам лечебных учреждений. И в рамках согласованной потребности. Это количество препаратов на определенный период, рассчитанное с учётом прикреплённых к больнице льготополучателей, статистики заболеваемости. Механизм защиты и согласования предусматривает учёт движения товара за предыдущий аналогичный период, а также изменение числа льготополучателей, оставивших за собой право на набор социальных услуг. Приведу пример – первичная заявка ряда лечебных организаций на 2011 год по некоторым препаратам превышала в 10 раз отпущенное количество лекарств в 2010 году. Это притом, что количество льготников сократилось. Поэтому все заявки были пересмотрены с учетом оптимальной 100%, реальной потребности.
- Из-за чего происходят такие расхождения?
- Иногда срабатывает человеческий фактор. Точные расчеты – это работа. И когда врачу некогда посчитать количество препарата, исходя из реальной подробности пациента, а пациенту не хочется возиться с дозировкой и отмерять нужное количество лекарства. Приведу реальный пример. Больному с заболеванием «Сахарный диабет» с назначением препарата инсулина в дозе 25 единиц/мл в сутки (1 упаковка 60 доз на 2 месяца лечения или 6 упаковок на год) годовую заявку больница заявляет из расчета 1 упаковка на 1 месяц (12 упаковок на год). Значит, лекарство либо выливается, либо лежит до истечения срока годности. Сокращаем количество упаковок, получаем недовольного пациента, которому приходится считать дозы. Кто прав в этом случае?
- Иногда пациенты говорят, что врачам не разрешают выписывать рецепты?
- Проще всего, общаясь с пациентом, особенно пожилым, сослаться на «распоряжение сверху». А разъяснительная работа участковых врачей-специалистов очень важна. Именно они должны объяснить больному, что лекарственная терапия должна применяться только направленно, при лечении хронических заболеваний. Что нельзя принимать большие дозы, чем необходимо, нельзя одновременно пить более 4 препаратов – иначе могут возникнуть побочные явления. И уж тем более, нельзя бессистемно принимать таблетки вообще «от всего». У нас люди привыкли огульно доверять рекламе. Лекарства не еда. Бывают другие ситуации. И здесь нужно очень внимательно относиться к самим жалобам. Случаются, действительно, обоснованные, когда человек сталкивается с равнодушием медработника или нарушениями при организации лекарственного обеспечения. А есть ситуации – и они достаточно частые, когда человек пытается набрать лекарств впрок, либо получить их за родственника. Например, в Северо-Енисейской поликлинике муж приходил выписать рецепт себе «про запас», и требовал заочно, без осмотра врача выписать лекарство и жене. Разумеется, врач не может и не должен так поступать!
- А если лекарство плохо переносится?
- Сейчас действительно на рынок приходят новые лекарства. Государством активно поддерживается отечественный фармпроизводитель. Но это не значит, что таблетки и микстуры стали хуже. Используются одни и те же компоненты, но убирается ряд накруток, связанных с доставкой и производством за рубежом. А если фиксируется случай нетипичного течения болезни, индивидуальная непереносимость лекарства, его конечно можно заменить. Но аналоговую замену может осуществлять только лечащий врач пациента, исходя из показаний, особенностей заболевания, побочного действия препаратов.
- Как обеспечиваются рецепт , при задержке с поставками, сколько дней пациент должен ждать необходимый препарат?
- Ежедневно в крае федеральным льготополучателям выписываются 5-6 тысяч льготных рецептов. Из-за изменения схемы лечения, или возникновения дополнительного спроса в лекарствах для пациентов с вновь установленной группой инвалидности, рецепты не всегда могут быть обслужены в день обращения. Для обеспечения льготных рецептов, находящихся на отложенном обеспечении свыше 10 дней, при отсутствии препаратов по федеральной льготе, предусмотрен механизм обеспечения федеральных льготополучателей лекарственными препаратами за счет средств краевого бюджета. В 2010 году за счет краевого бюджета федеральным льготополучателям отпущено лекарственных препаратов на сумму 60,8 млн. рублей, в I квартале 2011 обслужено 10,5 тыс. рецептов, общая сумма отпущенных федеральным льготополучателям лекарственных препаратов составила 10 млн. рублей. Первое, что нужно сделать при возникновении задержки – зарегистрировать свой рецепт в аптеке. И если пациент понимает, что его права нарушаются, не нужно копить это неудовольствие в себе – обратитесь к администрации аптеки либо в министерство на горячую линию 265-14-36. На текущий момент в крае на отсроченном обеспечении находятся 450 льготных рецепта федеральных льготополучателей, что составляет 0,4 %
от общего числа выписанных рецептов за март месяц (162 тысяч штук), свыше 10 календарных дней – 75 рецептов, это менее 0,02 %. По каждому из них ведется работа. Кроме того, и это касается начала года, когда могут возникнуть риски с лекарственным обеспечением. Заявка на декабрь планируется таким образом, чтобы сформировался переходящий остаток лекарств на январь, таки образом страхуется потребность жителей в лекарствах.
- А если пациенты не являются федеральными льготополучателями?
С 2008 года на территории Красноярского края введена дополнительная мера социальной поддержки ветеранов труда и пенсионеров, не имеющих льгот. Это получение лекарственных препаратов с 50% скидкой от их стоимости. Данная категория льготополучателей насчитывает в крае 430 тысяч человек. Красноярский край стал первым регионом, который дал пенсионерам, не имевшим ранее льгот на лекарства, возможность приобретать их со скидкой. Но нужно понимать, эти деньги бюджет выделяет для людей, страдающие хроническими заболеваниями. И эти препараты они могут получить, имея прямые показания к применению лекарственных препаратов, с учетом возраста, сопутствующей патологии. Показания к назначению определяет лечащий врач в поликлинике по месту жительства, с учетом индивидуальных особенностей организма пациента, целесообразности и безопасности сочетаний с другими препаратами. Это не значит, что все таблетки в аптеке будут продавать со скидкой.
- Как обеспечивается доступность в лекарствах для жителей села?
- Как правило, есть аптеки в райцентрах, при Центральных районных больницах. Кроме того, сейчас во многих территориях можно приобретать лекарства на фельдшерско-акушерских пунктах. Очень многое зависит от того, как этому вопросу относится руководство ЦРБ и администрация района. Проблемы тоже бывают. Но они решаются. Как, например, в Краснотуранском районе. С начало года здесь обслужено 1489 льготных рецептов на сумму 0,6 миллионов рублей. За лекарственной помощью обратились 238 человек. И если на середину марта в районе было 7 рецептов на отсроченном обеспечении, в начале апреля эта проблема была снята.
И в заключение беседы, хочу привести некоторые цифры. Они помогут понять, какие объемы лекарственных препаратов и средств на них направляются сегодня на поддержку качества жизни наших жителей. Мне бы очень хотелось, чтобы наши пациенты понимали - дополнительное лекарственное обеспечение – эта мера социальной поддержки, оправданная и необходимая. Поэтому не надо ее рассматривать, как некий бонус. Это весьма дорогостоящая программа. Главное при внедрении этого сложного механизма – не ошибиться в расчетах. Есть такая присказка: у нас лечить и учить умеют все. Но давайте посмотрим, что говорит статистика:
Финансирование федерального бюджета на 2011 год составляет 1 млрд. 48 млн. рублей. Для поставки лекарственных препаратов на 9 месяцев 2011 года заключены 109 государственных контрактов на сумму 753,7 млн. рублей по 663 торговым наименованиям. Поставка лекарственных препаратов за I квартал 2011 года в край осуществлена в объеме 479 млн. рублей по 631 торговому наименованию.
За I квартал 2011 года обслужено 381,5 тыс. рецептов на сумму 264 млн. рублей. Лекарственную помощь получили 60,5 тыс. человек.
В структуре затрат в 2010 году наибольший удельный вес приходился на онкологические заболевания, сахарный диабет и болезни сердечно-сосудистой системы, что связано с назначением и своевременным обеспечением пациентов современными дорогостоящими лекарственными препаратами в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Показатели смертности по данным нозологиям в сравнении с 2009 годом снизились: по злокачественным новообразованиям коэффициент смертности в 2009 году составил 209,9, в 2010 году 194,1 на 100 тыс. населения; болезням эндокринной системы 14,6 и 11,0 соответственно; болезням системы кровообращения 629,1 и 585,1 соответственно.