Здоровье школьников

29 августа 2011

Здоровье ребенка во многом обусловливается социальной средой, в которой они растет и развивается, представленной, главным образом, семьей и школой. Школа в формировании и укреплении здоровья детей имеет первостепенное значение и как социальная и физическая среда, и как образовательное пространство, и как поле развития практических навыков здорового образа жизни. Таким образом, именно семья и школа являются основными объектами воздействия для укрепления здоровья детей. От их влияния, в основном, зависит, будет ли ребенок курить, употреблять алкоголь, наркотики, приобретет ли навыки здорового питания, занятий физическими упражнениями и т.д.

По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья:

- первая группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья: не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции;

- вторая группа – «угрожаемые дети» - дети с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенной заболеваемости. Это дети с наличием функциональных отклонений, обусловленных степенью морфологической зрелости органов и систем, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т. д.;

- третья, четвертая и пятая группы - больные дети с хронической патологией.

По данным минздравсоцразвития РФ показатель первой группы здоровья детей в Российской Федерации – около 20%, в Красноярском крае – около 13% от общего числа школьников.

В структуре заболеваемости школьников, ведущие места занимают болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения и болезни кожи. Прирост заболеваемости произошел по всем классам заболеваний за исключением инфекционных болезней, болезней эндокринной системы, болезней уха и травм. Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы»:

· На органы зрения неблагоприятное воздействие в период обучения в школе оказывает несоблюдения требований санитарных правил при обеспечении условий зрительной работы учащихся и учебной нагрузки: освещенность, цветовое оформление, мебель, не соответствующая росту, большая нагрузка на зрение (например, учебное, а также неконтролируемое длительное нахождение у компьютера) .

· На формирование заболеваний опорно-двигательного аппарата влияет: мебель, не соответствующая росту, недостаточный контроль за позой учащихся во время занятий, избыточный вес ранца с ежедневным учебным комплектом, недостаточный двигательный режим для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

· На заболевание органов пищеварения влияет организация питания школьников.

· На заболевание зубов у детей влияет недостаточно сформированная мотивация у школьников к качественному уходу за полостью рта, недостаточная санитарно-просветительная работа. В результате у 95 % школьников выявляется кариес.

Воздействие всех отрицательных факторов на здоровье детей приводит к тому, что к окончанию школы у большинства детей есть 2-3 заболевания, среди которых преобладают болезни костно-мышеной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, болезни, связанные с обменом веществ.

Улучшить здоровье школьников позволят только эффективные формы сотрудничества различных ведомственных структур: образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, общественных структур и родителей. Поэтому усилия, направленные на укрепление здоровья участников образовательного процесса должны быть объединены.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Ведомства должны развивать проекты, направленные на укрепление здоровья школьников, разрабатывать совместные программы, формирующие навыки здорового образа жизни. В рамках модернизации отрасли здравоохранения уже в этом году началась дополнительная диспансеризация подростков. Всего будет осмотрено 28500 человек.

В крае функционирует 1228 общеобразовательных учреждений, в которых имеется 578 медицинских кабинетов. В малокомплектных сельских школах дети обслуживаются фельдшерами ФАПов, на территории которых находится школа. В обязанности медицинского работника входит как непосредственное оказание медицинской помощи школьникам (неотложная), так и контроль за основными показателями здоровья, за организацией условий, которые призваны обеспечить полноценное и комфортное обучений детей.

В 2010 году на территории Красноярского края открылись 4 Центра здоровья для детей. Центры здоровья оснащены необходимым оборудованием для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, для оценки функций дыхательной системы, определения общего холестерина и глюкозы крови, токсических веществ в биологических средах организма. Прием введут врачипедиатры (проученные по вопросам медицинской профилактики, диетологии, психологии), стоматологи – гигиенисты. При центрах функционируют залы лечебной физкультуры.

Врач на основании результатов тестирования проводит ребенку оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья. С ребенком и родителями проводится беседа по здоровому образу жизни, даются индивидуальные рекомендации.

При необходимости рекомендуется динамическое наблюдение в Центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья.

Центры здоровья принимают детей по направлению участковых педиатров, школьных врачей и обратившихся самостоятельно.