Красноярский край участвует в федеральном проекте «Вызов»

4 февраля 2025

Цель проекта - возвращение или размещение детей из детских домов и иных социальных учреждений в родные или приемные семьи. На старте в пилотный проект  «Вызов» включены 14 регионов страны - Алтайский край, Архангельская область, Забайкальский край, Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Оренбургская область, Пермский и Приморский край, Самарская и Свердловская области, Тверская область, Хабаровский край и Челябинская область.

Проект направлен на распространение позитивного регионального опыта в практике сохранения родной семьи для ребенка и снижения уровня семейного неблагополучия. Ключевая задача проекта – внедрить подход сбережения семей и сократить число детей, находящихся в социальных учреждениях.

В Красноярском крае работа ведется работа по профилактике социального сиротства, как в рамках межведомственного взаимодействия, так и учреждениями, подведомственными министерству здравоохранения. Дома ребенка организуют мероприятия, сотрудники всегда радуются, когда есть счастливые исходы этой работы.

Например, в красноярском краевом доме ребенка № 1 Ачинска профильными специалистами оказываются услуги, направленные на консультирование родителей с целью помощи в возврате детей в кровные семьи. Оказание данных услуг включает в себя различные аспекты работы с семейной динамикой, психологическую поддержку, обучение навыкам воспитания и улучшение условий жизни. Специалисты работают с родителями, чтобы понять их потребности и проблемы, которые могут послужить препятствием для воссоединения с ребенком.

В процессе консультирования акцент делается на установление доверительных отношений между родителями и специалистами учреждения, что позволяет создать безопасную атмосферу для обсуждения сложных вопросов. Родители могут получать рекомендации по развитию навыков общения, обучению поведения в стрессовых ситуациях, а также разработке стратегий для улучшения своей жизненной ситуации.

Психологическая поддержка также играет важную роль в этом процессе, поскольку многие родители сталкиваются с эмоциональными трудностями, связанными с разлукой с ребенком. Педагог-психолог помогает родителям понять свои чувства и научить их, как справляться с тревогой и стрессом.

Кроме того, для специалистов учреждения очень важно обеспечить родителям доступ к ресурсам и услугам, которые помогут им улучшить их жилищные условия, финансовое положение и общее качество жизни. В некоторых случаях могут быть организованы групповые занятия для родителей, где они могут поделиться опытом и получить поддержку от других. Все это направлено на создание устойчивой базы для успешного воссоединения семьи.

А вот старшими воспитателями и врачами красноярского краевого дома ребенка № 3 проводятся беседы с родителями во время адаптационного периода ребенка в учреждении для установления положительного контакта с родителями. Также с родителями ведется разъяснительная работа:  врачи  беседуют о физическом состоянии ребенка и  сообщают о медицинских мероприятиях (если они необходимы). Старшие воспитатели рассказывают как проходит адаптация ребенка в учреждение,  об особенностях его поведения в режимных моментах,  развитии коммуникации между детьми в группе и ребенком и взрослым (сотрудниками).

Сотрудниками дома ребенка организовываются свидания, создаются условия для совместной игровой деятельности родителя и ребенка.  В комнате свидания для каждого возраста имеются игрушки и пособия. Старший воспитатель проявляет заинтересованность в жизни семьи, в ее переменах, обсуждает перспективы, мотивируя родителей к скорейшему воссоединению семьи.

Родителей приглашают принять активные участия на утренниках и развлечениях, на мастер-классы.

Доверительное и открытое отношение между сотрудниками учреждения и родителями помогает объединить усилия учреждения и родителей для изменения семейной ситуации. Работа приносит результат. Только за январь четверо малышей вернулись в свои родные семьи. Кому-то из родителей хватило всего две недели, а кому-то понадобилось чуть больше времени, чтобы исправить сложившуюся ситуацию в семье. При сопровождении специалистов системы субъектов профилактики, родители осознали необходимость ведение здорового образа жизни, озвучили намерение самостоятельно заниматься воспитанием своих детей, создали необходимые условия по месту жительства. За период нахождения детей в учреждении сотрудниками дома ребёнка с семьями  велась работа по восстановлению детско-родительских отношений.  Предоставлялись необходимые консультации по медицинскому сопровождению. Родители активно вовлекались в игровые мероприятия совместно со своими малышами.

Семьи продолжают сопровождать специалисты центров социальной помощи семье и детям.

Фотографии из архивов краевых домов ребенка