Люди в профессии. Александр Еремеев: «Я счастливый человек!»

5 апреля 2019

Сегодняшний герой нашей рубрики «Люди в профессии» - Александр Михайлович Еремеев, врач-отоларинголог КМКБ №20 имени И.С. Берзона. Он уже лечил носы и уши, когда многих из нас еще в проекте не было. Полвека в профессии — это не шутки. Мы не могли пройти мимо такой истории.

Как наш герой пришел в медицину? В чем он видит  главный секрет врачебного искусства? Что роднит хирургов и музыкантов?  - об этом и многом другом читайте в интервью с Александром Еремеевым.

 

- Я с юных лет мечтал быть врачом, - признается Александр Михайлович. - Родился в селе Атаманово Сухобузимского района Красноярского края. В девятилетнем  возрасте впервые попал в больницу, мне делали операцию по удалению аппендикса. Помню свой пережитый страх и одновременно - доброту и заботу людей в белых халатах: они ухаживали за мной, как за маленьким. После этого я ни о чем другом больше не думал: буду врачом.

Никто из родных не был связан с медициной. Простая рабочая семья, четверо детей, из которых я - самый младший, как тогда говорили, «заскрёбыш». Отец умер в мае 1945-го от последствий боевого ранения. А через полтора месяца на свет появился я. Мама воспитывала нас одна, в послевоенные годы все жили не просто.

После школы я целенаправленно поехал в Красноярск — поступать в медицинский институт. Получилось только со второго раза. Учился с удовольствием. На пятом курсе довелось поработать медбратом в лор-отделении краевой больницы. Специальность понравилась. Когда после института меня отправили по распределению хирургом в Иланск, я спросил, не нужен ли им лор-врач? Оказалось, нужен. Три месяца стажировки в Иркутске и Красноярске, и вот я единственный отоларинголог в дорожной больнице в Иланске. Как говориться, первый парень на деревне. Местные фельдшера смотрели на меня с благоговением: я умел делать тонзиллэктомию!

В Иланске Александр Михайлович отработал три года, потом был переведен в Красноярск. Здесь ему предстояла работа в дорожной больнице и учеба в клинической ординатуре, которая дала дополнительные практические знания по специальности. В 1979-м, на втором году учебы в ординатуре, наш герой принимает судьбоносное решение, которое навсегда соединило его с 20-й больницей:

- Зарплаты у ординаторов были небольшие, решил подработать в неотложной помощи. Три года совмещал работу в железнодорожной больнице с дежурствами в лор-травмпункте ГКБ №20. А когда освободилось место в лор-отделении «двадцатки», перевелся сюда и с 1982 года работаю здесь бессменно. И ни разу не раскаялся в этом решении.

Я считаю, что я счастливый человек: на профессиональном пути мне попадались очень хорошие коллеги и наставники. В дорожной больнице в Иланске коллектив меня встретил так, будто я с ними сто лет был знаком. Десять лет в Красноярской железнодорожной больнице тоже прошли без всяких трений. Заведующая отделением Роза Антоновна Гладкова очень помогла мне в профессиональном плане — она ставила мне руку. Вы знаете, что хирургу, как музыканту, важно правильно поставить руку? Роза Антоновна любила повторять: Саша, делай хорошо, плохо само получится. В ординатуре тоже был замечательный заведующий - Михаил Григорьевич Огурень, безотказный, душевный человек.

А в 20-ю пришел — тоже с людьми повезло: Эра Евгеньевна Алонцева, Людмила Павловна Костенко, заведующий отделением Геннадий Александрович Черных. Все люди как на подбор. Никогда не оставляли, всегда помогали. Не было такого: это твой больной, сам с ним и разбирайся. Если какой-то сложный случай, коллеги всегда рядом, как одна большая дружная семья. Сейчас в отделении много молодых докторов, стараюсь им помогать. Осталась эта закалка с советских времен: нельзя мимо пройти. И заведующий наш Давид Ицхакиевич Михелашвили нас в этом поддерживает.

 

Александр Михайлович помнит те времена, когда каждую пятилетку в 20-й больнице открывались новые корпуса: лаборатория, кардиология, терапия... Лор-неотложке в эти годы пришлось не раз сменить свою дислокацию в больничном городке: из старого корпуса терапии (ныне — корпус детской хирургии) переехали сначала в лабораторный корпус, а потом — в новое здание терапевтического корпуса, построенное в 1986 году.

- В тот период я как раз подвизался председателем профсоюзной организации больницы, - добавляет Александр Михайлович. - Но вскоре оставил это дело, потому что больше всего на свете люблю оперировать.

А еще наш герой много лет консультирует пациентов взрослой хирургии. После лор-отделения реанимация взрослой хирургии — его вторая главная точка приложения сил в 20-й больнице. Там его так и называют: наш главный трахеотомист.

 

- Что самое трудное в работе врача?

 

- Наверное, общение с больным, часто непредсказуемое. Не хочу жаловаться, но раньше народ был как-то сердечнее, сдержаннее, уважительнее к медицинским работникам… Вот, к примеру, обычное дежурство. Обратился мужчина, скажем мягко, в нетрезвом виде. Смущаясь, говорит: «Доктор, извините, больно мне - вот и выпил». Можно понять. А сейчас если приходит пьяный пациент, то с порога начинает крыть матом, состояния своего не стыдится, на наши замечания ответ один: «Да ты кто такой!». Молодые пациенты часто не знают, что такое почтение к старшим, уважение к врачу. Телефонов из рук не выпускают, чуть что не по ним — уже пишут, «полощут» в интернете.

Одна радость — послушать человека, который сказал спасибо. Вот сегодня бабушку выписывали, поступила к нам с носовым кровотечением. Бабушке 80 лет. У нее почечная недостаточность, направляем в краевую больницу на гемодиализ. Захожу к ней перед выпиской, а она уже сидит наготове со своими сумочками и на прощанье мне говорит: «Александр Михайлович, спасибо, вы мой спаситель». Приятно же! Человек больной насквозь, а положительного настроя не теряет и для доктора находит хорошие слова. А рядом - другая пациентка, лет на тридцать моложе, тоже болеет, тоже страдает, но всё-то ей не так: и кровать жесткая, и подушка душная, и врач неправильный какой-то… Врачу очень непросто работать с пациентом, который идет по жизни с негативным внутренним настроем. У меня в отделении сейчас три палаты, и все женские. Ну прямо женский доктор какой-то! То беременные поступают, то бабушки… Каждый день приходится упражняться в остроумии и терпении. И всегда радуюсь, когда получается настроить пациентов на позитивную волну. Это всегда помогает выздоровлению.

 

- Чем жизнь медицинского работника отличается от жизни других людей?

 

- Наверное, тем, что нужно постоянно учиться. И читать, читать, читать... Пациенты разные, у каждого заболевание протекает по-своему. Приходится мозгами пораскинуть. Считаю, что врачу нужно постоянно развиваться. Недаром каждые пять лет мы должны проходить обучение: что-то нам напомнят, чем-то новым поделятся. Всё идет на пользу.

 

- Как по-Вашему, какие качества нужны человеку, который идет в медицинскую профессию?

 

- Любить людей. Это первое. Какой бы ни пришел человек, что бы ни говорил, что бы ни делал, отторжения не должно быть. Каждому нужно помочь. Это твоя работа. А если пришел в медицину без любви, со временем это все равно проявляется, и наступает профнепригодность.

 

- Что бы вы могли сказать тем ребятам, которые выбирают медицинскую профессию?

 

- Во-первых, чтобы они больше читали специальную литературу, а во-вторых, чтобы больше разговаривали с больными. И самое главное - любили свою специальность. Если любишь, все получится.

 

- Расскажите про Вашу семью.

 

- Дочь моя тоже стала отоларингологом, в нашем травмпункте работает. Жена -  юрист с многолетним стажем, была судьей в Ленинском районном суде, членом Красноярского краевого суда, сейчас в отставке.

 

- Чем любите заниматься в свободное время? Какой Ваш идеальный выходной?

 

- Лучший выходной — летом на даче. Люблю все сажать своими руками. Вот на пенсию выйду, буду сидеть в валенках на завалинке и самосад курить! Шучу, конечно. Пока голова и руки работают, пока чувствую, что нужен людям, буду лечить, оперировать.

 

За эти полвека через руки доктора Еремеева прошли тысячи людей. Кому-то он ухо оперировал, кому-то аденоиды вырезал, а для кого-то даже стал донором крови... Всего и не упомнишь, а люди при встрече узнают, улыбаются, благодарят.

А мы вспомним добрым словом того хирурга, который много лет назад делал операцию маленькому Саше Еремееву. С его легкой руки в мире стало на одного хорошего доктора больше.

 

Материал подготовлен пресс-службой КМКБ 20 имени И. С. Берзона,

т. 264-00-71, press@krasgkb20.ru