Ректор КрасГМУ Алексей Протопопов: Если ты готов лечиться у своих выпускников, ты на верном пути
О том, как добиться высокого качества подготовки медицинских специалистов в вузе, поговорили с ректором Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Алексеем Владимировичем Протопоповым.
Алексей Владимирович, Красноярский медицинский университет сегодня известен как один из ведущих медицинских вузов, где дают и получают качественное образование. Из чего складывается качество современного медицинского образования в КрасГМУ?
— Когда мы попытались сформулировать миссию нашего университета, один из пунктов был: если ты готов лечиться у своих выпускников, считай, твоя миссия выполнена. И это один из важнейших постулатов в нашей работе сегодня.
Кадровый дефицит в краевом и российском здравоохранении, увы, остаётся в числе болезненных вопросов. Мы, осознавая свою ответственность перед отечественной системой здравоохранения, большое внимание уделяем качеству подготовки наших выпускников.
Один из приёмов — так называемая «полевая практика». Суть её в том, что студенты и ординаторы едут в районы края для прохождения практики — туда, где они непосредственно будут работать. Они трудятся там под присмотром опытных врачей, это одна из форм наставничества.
Такой подход позволяет ребятам перенимать опыт со студенческой скамьи. Впоследствии при выходе из стен университета они адаптируются к условиям практического здравоохранения более мягко. А лечебные учреждения края получают уже подготовленного молодого специалиста. Конечно, перед этим он должен пройти все процедуры аккредитации, чтобы получить допуск в практическое здравоохранение.
Второй приём, которым гордится наш университет, — это «параллельное ДПО» — обучение в ординатуре, когда будущие врачи имеют возможность получить квалификацию сразу по нескольким смежным специальностям. Например, молодой человек может параллельно обучиться на терапевта и кардиолога, гинеколога и врача ультразвуковой диагностики, кардиолога и врача функциональной диагностики, терапевта и ревматолога, хирурга и онколога. Безусловно, это расширяет клинический кругозор ординаторов как специалистов. В результате в нашем здравоохранении сокращается кадровый дефицит по узким специальностям.
Ещё один приём, который нацелен на кадровое обеспечение системы здравоохранения края, закреплён на законодательном уровне. Речь о так называемых образовательных сертификатах. Соответствующий закон был разработан нами в тесной связке с законодательной и исполнительной властью региона на пике пандемии. И теперь, спустя пять лет мы можем оценить результаты.
Начиная с 2020 года обучающимся в КрасГМУ выдано более 500 образовательных сертификатов. Свыше 400 студентов специалитета и около 100 ординаторов получили возможность учиться за счёт краевого бюджета.
Программа выдачи образовательных сертификатов направлена на повышение доступности образования, снижение кадрового дефицита в медицине и гарантированное трудоустройство для выпускников. За учёбу по образовательному сертификату студент должен после окончания вуза отработать три года в одном из медицинских учреждений нашего края.
Говоря о качестве образования, считаю очень важным, что Красноярский медицинский университет нацелен на максимальную интеграцию в образовательный процесс ведущих клиницистов. Мы стараемся всех значимых практикующих докторов привлечь к обучению будущих врачей. На это идут, к сожалению, не все, потому что достижения как клинического врача и передача опыта и знаний — это разные вещи. Показывать примером и обучать сложнее, чем делать самому. Например, я с удовольствием хожу в операционную, когда меня сопровождают студенты. Я приветствую, когда ребята стоят за спиной, наблюдают, пытаются разобраться, задают вопросы. Нет сомнений, что это эффективный способ получения знаний и становления клинического мышления.
Сегодня мы уверены в качестве подготовки наших специалистов. Подтверждается оно и показателями анализа результатов федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования: наши обучающиеся имеют уровень на порядок выше многих вузов.
В университете большое количество иностранных студентов. Все они приезжают именно за качественным образованием? Как они адаптируются в России?
— Указом президента Российской Федерации от 7 мая этого года экспорт российского образования обозначен как одна из национальных целей. И здесь нам есть чем поделиться.
В Красноярском медицинском университете ежегодно получают образование студенты более чем из 20 стран. Конечно, их традиционно привлекает качественно высокий уровень образования. Сегодня в КрасГМУ учатся порядка 550 иностранных граждан из 25 зарубежных стран. Большинство из них — студенты направлений специалитета. Это более 9 процентов от общего числа обучающихся. Медицинское образование ребята получают по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология».
Обучать на английском языке КрасГМУ начал с 2020 года. Для этого была проведена и продолжается сегодня колоссальная работа по подготовке педагогического состава. Все преподаватели, работающие с иностранными студентами, свободно читают лекции на английском языке. Для них в нашем вузе внедрена система непрерывного повышения квалификации.
Сегодня в стенах вуза сегодня можно встретить студентов из стран СНГ, Гвинеи, Алжира, Афганистана, Египта, Йемена, Индии, Ирака, Колумбии, Мексики, Монголии, Намибии, Нигерии, Сирии, Эквадора и впервые в этом году — из Китая.
Университет способствует погружению студентов-иностранцев в русскоязычную культурную среду. Внедрена программа кураторства, проводятся тренинги по развитию навыков научной деятельности и межкультурной коммуникации. Введён факультатив «Русский язык как иностранный» для углублённого изучения на протяжении всех лет обучения.
Для иностранных студентов, показавших высокие результаты в обучении и внеучебной деятельности по итогам студенческого рейтинга, введена система скидок в оплате обучения от 5 до 20 %.
Не все студенты могут себе позволить поехать на каникулы на свою родину. Для них мы организуем различные мероприятия. Например, ежегодно в августе на озере Шира проходит летняя школа русского языка. Разумеется, трансфер и проживание на вузовской базе отдыха для ребят бесплатны. В нынешнем году в этой школе побывали студенты из шести стран. Они вместе общались, учились, готовили, играли. Несомненно, это бесценный опыт для каждого из ребят.
На зимних каникулах группа студентов-иностранцев также за счёт университета побывала на выставке «Россия» в Москве. Молодые люди работали волонтёрами.
Также ребята неоднократно принимали участие в различных студенческих конференциях с докладами на русском языке.
Поделитесь планами на будущее. Есть ли задачи, которые Вы готовы поставить перед собой и коллективом, чтобы поднять планку ещё выше? Чего, по Вашему мнению, вуз должен достигнуть в ближайшей перспективе через 3-5 лет?
— Задачи, которые я ставил перед собой и коллективом вуза пять лет назад, успешно выполнены. Это и адекватное распределение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, и внедрение новых образовательных технологий, и развитие научных направлений.
Сейчас в приоритете — решение инфраструктурных задач, в решении которых университет остро нуждается.
Последняя максимально успешная приёмная кампания показала, что мы находимся на плато по контингенту обучающихся. Увеличивать его мы не можем вопреки нашему желанию, потому что весь имеющийся аудиторный фонд работает с максимальной загрузкой. Мы уверены, что способны на большее, поэтому в ближайшую пятилетку на первый план я ставлю задачи глобальных инфраструктурных изменений.
Полная версия интервью доступна на сайте КрасГМУ.
Дополнительная информация в пресс-службе КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Юлия Корольская, 8 (391) 228-08-47