Интервью с главным внештатным онкологом Красноярского края Русланом Зуковым о новом порядке оказания онкологической помощи
Новый порядок оказания онкологической помощи, вступивший в силу в апреле текущего года, вызвал большой резонанс у населения страны в целом и Красноярского края в частности. О том, что именно изменится для пациентов с диагнозом «злокачественное новообразование», рассказал главный внештатный специалист-онколог министерства здравоохранения Красноярского края, и.о. главного врача краевого онкодиспансера Руслан Зуков.
Новый порядок достаточно давно разрабатывался Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Росздравнадзором. В его создании принимали участие также общественные и пациентские организации. Задачи нового порядка оказания медицинской помощи по профилю «онкология» – сделать эту помощь доступнее для пациентов и привести ее к единым стандартам, не зависящим от региона проживания.
В первую очередь, порядок определяет этапы оказания медицинской помощи, стандарты оснащения медицинских организаций, штатные нормативы. Так, ряд инноваций связан с нагрузкой на врача. Например, ранее в дневном стационаре на одного врача приходилось 20 пациентов, сейчас их должно быть не более 10.
Для пациентов немаловажно то, что сроки оказания первичной помощи от момента возникновения подозрения на онкологическое заболевание и до момента получения специализированного лечения синхронизированы с программой государственных гарантий.
Согласно новому порядку в каждом регионе страны будут закреплены правила маршрутизации пациента, что ускорит сроки получения помощи, которые сейчас строго регламентированы.
Так, любой специалист (терапевт, хирург, акушер-гинеколог) может направить пациента в центр амбулаторной онкологической помощи (если он есть в районе края) или в онкологический диспансер. Многие пациенты с настороженностью относятся к этому нововведению – центрам амбулаторной онкологической помощи, – но напрасно. ЦАОПы станут чем-то вроде филиалов краевого онкодиспансера в районах нашего большого края, чтобы максимально приблизить онкологическую помощь к пациентам. Из этих центров пациентов после проведения всех необходимых обследований будут направлять для определения тактики лечения напрямую на врачебную комиссию онкологического диспансера. Сейчас в нашем крае открыты девять таких центров амбулаторной онкологической помощи, а в этом году откроются еще четыре: два из них на базе красноярских поликлиник №1 и №4, еще два – в городах Назарово и Шарыпово. В центрах принимают всех пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, ведут диспансерное наблюдение за пациентами, а также проводят противоопухолевую лекарственную терапию – все для того, чтобы пациент мог получать лечение в своем районе и не приезжать для этого в краевой центр.
Беспокойство пациентов коснулось также получения высокотехнологичной помощи в федеральных центрах. Поясню: никаких ограничений новый порядок оказания онкологической помощи не предусматривает. При необходимости в федеральные клиники пациента могут направить в результате заседания онкологического консилиума, но помимо этого теперь пациент может обратиться за медицинской помощью в федеральную клинику самостоятельно, собрав нужный пакет документов. Однако необходимо понимать: в первую очередь речь идет о сложной хирургии, лучевой терапии и иных видах высокотехнологичной медицинской помощи, которую нельзя получить на региональном уровне.
Еще один важный пункт нового документа – проведение телемедицинских, или дистанционных консультаций. Эта система сейчас активно развивается в нашем крае. Телемедицинские технологии – отличная возможность получить консультацию специалистов федерального центра, не выезжая из своего региона. Пациенту не нужно тратить время, деньги и силы на дальнюю дорогу, чтобы получить мнение федеральных экспертов. Четкое определение порядка проведения телемедицинских консультаций станет большим подспорьем в лечении наших пациентов.
Добавлю, зачастую крупные изменения могут вызывать непонимание и споры, но уверен, что как только мы до мелочей отработаем новый порядок, ему будут рады и медики, и пациенты.