Егор Корчагин: «Нужды пациента превыше всего»
5 октября в Казани состоялась II Международная конференция «Мировой стандарт качества: от идеи до воплощения. Опыт Клиники Мэйо». Главный врач краевой клинической больницы делится впечатлениями о поездке в столицу Татарстана.
- Егор Евгеньевич, как случилось, что клиника Мейо сегодня – чуть ли не самая известная больница в мире?
- Клиника Мейо – это уникальный подход к медицинскому обслуживанию, когда каждому пациенту обеспечивается высококачественный, доступный и благожелательный подход. Клиника Мейо образовалась в Рочестере после урагана, унесшего много человеческих жизней, усилиями монашеского ордена и талантливой врачебной семьи Мейо – отца и двух сыновей. Гуманность, человеколюбие, доброта и забота о больном – этой идеологии больница не изменяла никогда. А качественное медицинское обслуживание обеспечивалось благодаря концепции интегрированной групповой практики – то есть, с самого начала существования клиники руководители старались привлекать к лечению больных специалистов из разных областей. А еще в клинике Мейо всегда была сильна связь науки и практики - чего стоят две Нобелевские премии, полученные профессорами клиники.
Вот эта изначальная концепция клиники, в которой обозначена главная цель - служение человечеству в самом широком смысле слова, а не обогащение отдельной личности, стала причиной того, что сегодня в клинику Мейо стремятся пациенты со всего мира. Что касается американцев, они могут жить в квартале от прекрасной больницы, но летят через полстраны в штаты Миннесоту, Флориду или Аризону, где расположены кампусы клиники Мейо. На вопрос «зачем?» люди отвечают: «Мне недостаточно прекрасного – мне необходимо лучшее».
- Видимо, в Казани собрались единомышленники – врачи, которым близка концепция Мейо?
- Все мы, организаторы здравоохранения, знаем, что одной из важнейших, стоящих перед нами задач является повышение доступности и качества оказываемых медицинских услуг. Для создания высокоэффективной системы управления качеством медицинской помощи необходима ее стандартизация, внедрение таких порядков и стандартов, которые бы позволили каждому гражданину страны получить медицинскую помощь в полном объеме.
Именно эти вопросы обсуждались в Казани.
Многие из 400 участников конференции уже не первый год внедряют систему менеджмента качества в российских реалиях. В частности, мы в краевой больнице уже три года внедряем эту систему. II Международная конференция, и особенно опыт общения с экспертами клиники Мейо показали, что мы идем в правильном направлении.
- Кто из красноярцев участвовал в конференции?
- От нашей больницы, кроме меня, заместитель главного врача по лечебной работе Наталья Ивановна Головина, менеджер отдела качества Надежда Николаева, а еще был серьезный «десант» из Министерства здравоохранения, главные врачи районных больниц, представители частных клиник.
Краевая больница знакома с принципами работы клиники Мейо, а вот у наших коллег информация, полученная от экспертов всемирно известной клиники, вызвала огромный интерес и сильные эмоции. Это действительно медицина будущего, медицина, ориентированная на нужды пациента.
Эксперты пояснили, каким образом клиника Мейо достигла мирового успеха. Культура клиники состоит из многих аспектов.
Прежде всего, это приоритет командной работы. Суть ее в постулате: нет ни одного человека, который бы имел ответы на все вопросы, на них может ответить только команда. Сотрудники Мейо считают самоуверенность преступной: если врач ощущает недостаток компетенции, он может передать своего пациента другому врачу, более опытному.
Нам очень импонирует принцип открытости. Если в процессе лечения произошла ошибка, в клинике Мейо не станут скрывать это от пациента. Комитет по качеству проанализирует эту ошибку и все объяснит пациенту, потому что репутация клиники крайне важна и сокрытие недостатков принесет больше негативных последствий, чем честные взаимоотношения с пациентом.
В то же время, в клинике Мейо строго соблюдается врачебная тайна. Например, если история болезни привлекает внимание кого-нибудь еще, кроме медиков, непосредственно оказывающих помощь, сотрудник будет немедленно уволен из клиники.
Восхищает принцип непрерывного образования сотрудников: даже в кафе врачи видят на телеэкранах семинары по повышению качества медицинского обслуживания. За год в клинике проходит до 1000 обучающих семинаров. Молодые врачи просто обязаны их посещать.
Экспертам задавали вопросы о здоровом образе жизни сотрудников клиники Мейо. Один из экспертов заявил, что не знает курящих врачей, но пошутил, что сам иногда «грешит» гамбургерами.
И конечно, вызывает изумление статистика клиники Мейо. За год в клинике пролечиваются более 1 млн. 200 тысяч человек. 85% из них – амбулаторно, остальные 15% госпитализируются. Доход клиники около $10 млрд. В трех кампусах работают 4200 врачей, из них более 600 – врачи-исследователи.
Клиника имеет корпоративный университет, куда ежегодно поступают всего 50 студентов, но конкурс составляет около 4 000 человек.
- Наверное, лечение в клинике Мейо очень дорогое.
- Для застрахованных пациентов, как и везде – бесплатное. Иностранцы платят за диагностику и лечение большие деньги, но результат того стоит. И дело даже не в качестве отдельных специалистов – конечно, в клинике Мейо работают настоящие «звезды», всемирно известные специалисты, но все же командный принцип работы здесь первоочередной. Ни один, даже очень известный врач не может сказать: «Мейо – это я». С ним попрощаются, потому что не может быть бренд человека дороже бренда Мейо.
- Итак, поездка прошла с пользой?
- Безусловно. Опыт мирового лидера по качеству оказания медицинских услуг показывает: мы идем верной дорогой, стремимся создать в нашей больнице условия, чтобы каждый пациент имел возможность получения медицинской помощи самого высокого качества. Причем, этот процесс должен быть максимально комфортным.
Нам предстоит еще много дел: необходимо вдохновить наших сотрудников на командную работу, мотивировать их к постоянному совершенствованию, развивать корпоративную культуру и, конечно, продолжить внедрение системы менеджмента качества.
Девиз клиники Мейо: «Нужды пациента превыше всего» - универсален. Мне бы хотелось, чтобы этот девиз стал главным принципом в работе всех больниц нашей страны.
Дополнительная информация в пресс-службе ККБ, 240-70-14, Ирина Кочеткова