Заведующий отделением анестезиологии-реанимации Краевого центра охраны материнства и детства рассказывает, почему не надо бояться «кесарева сечения»
Как такое может быть? Человек в сознании, он разговаривает, пока за ширмой достают ребеночка из живота, проводят манипуляции в полости, а пациентка ничего не чувствует ровно наполовину тела.
В этом вся заслуга врача – анестезиолога. Менее минуты и будущая мама готова к операции. Но ведь какая ответственность?
Юрий Святославович Распопин, к.м.н., врач анестезиолог-реаниматолог высшей квалификационной категории, заведующий отделением анестезиологии-реанимации №2, рассказывает «не чудо ли это, когда мама находится в сознании и слышит первый крик своего ребенка и видит его с первых секунд появления на свет?». По мнению доктора, так и появляется материнский инстинкт.
Анестезия начинается с предоперационного осмотра и выбора метода анестезии. В акушерстве золотым стандартном является выполнение нейроаксиальных методов анестезии, предотвращая риски развития многих смертельных осложнений. Место, куда будут вводить обезболивающий препарат, обрабатывают антисептиком. После чего лекарство специальной иглой вводят в спинальное пространство на уровне поясничного отдела позвоночника.
После введения обезболивающего препарата женщина чувствует онемение в ногах, они становятся будто ватными, тяжелыми.
Онемение постепенно распространяется вверх по телу. Врач-анестезиолог проверяет насколько широко распространилась зона обезболивания, и готова ли пациентка к операции.
Перед операцией устанавливают специальную занавеску, отграничивающую лицо пациента от зоны вмешательства. При этом врач-анестезиолог будет находиться рядом с женщиной все время. Будущая мама слышит, как проходят приготовления к операции, поскольку врачи акушеры-гинекологи работают в единой команде с акушерками и анестезиологической бригадой.
Кожный разрез обычно производится несколько ниже линии бикини. Когда начинают делать операцию можно почувствовать надавливание или натяжение, но чувства боли не будет. Анестезиолог непрерывно оценивает общее состояние будущей мамы во время операции, и при необходимости проводит коррекцию основных показателей гемодинамики и дыхания, а также может провести дополнительное обезболивание или седацию мамы. Время от начала операции до извлечения младенца занимает обычно менее пяти минут. Сразу же после рождения, акушерка и педиатр осматривают новорожденного. Операционной бригаде потребуется примерно полчаса, чтобы закончить операцию.
Когда операция завершена
После окончания операции пациентку переводят в палату пробуждения для наблюдения в течение ближайшего времени и проведения ранней реабилитации, для быстрого восстановления после операции. Разрешается взять с собой телефон, воду без газа, средства личной гигиены, все остальные вещи передаются акушерке. Ребенок это время будет находиться в детском отделении, о его состоянии маму информирует врач неонатолог. Несколько раз в сутки ребенка приносят для кормления. В палате пробуждения препараты, введенные во время анестезии, постепенно прекращают свое действие, и могут появиться ощущения покалывания в ногах, восстанавливается их чувствительность и сила. Через несколько часов женщина снова сможет двигать ногами. Через шесть часов после операции можно вставать и ходить по палате самостоятельно под наблюдением медицинского персонала. Если нет противопоказаний маме сразу же разрешается кушать.
Рождение ребенка путем кесарева сечения безопасно, а пребывание в сознании даёт возможность маме контролировать процесс и быстрее восстановиться, чтобы, как можно скорее воссоединиться с малышом и находиться вместе в одной палате. Учреждение реализует задачи национального проекта «Здравоохранение» в части задач по охране материнства и детства. Миссия Красноярского краевого клинического центра охраны материнства и детства: «Профессиональная помощь, бережный уход и искренняя забота о каждом ребёнке, маме и семье».