Продолжаем рассказывать о медицинских династиях

29 июня 2020

Если в детстве вы играли капельницами и шпателями, родители все время говорили о болезнях и к вам домой часто приходили пожаловаться на здоровье, значит, вы росли в семье медиков! Накануне Дня медицинского работника мы попросили врачей рассказать о своих родных, которые вдохновили их прийти в медицину и стали примером.

Супердинастия из 28 медиков!

В семье красноярского акушера-гинеколога Людмилы Герилович и ее мужа анестезиолога-реаниматолога Леонида Гериловича 28 медицинских работников!! В пору открывать свою больницу с «филиалами»: в Ачинске, Назарове, Черногорске работают медики этой большой семьи.

Родители Людмилы Герилович Татьяна Николаевна и Александр Максимович Галиновы живут в Лесосибирске. Оба больше 30 лет в медицине. Мама работает терапевтом в поликлинике и успевает дежурить в приемном покое Лесосибирской межрайонной больницы. Отец всю жизнь проработал на «скорой», теперь заведует социально-реабилитационным отделением для пожилых людей. Его брат Владимир Галинов, заслуженный врач республики Хакасия, ушел из жизни в 2017 году. Был врачом-реаниматологом в детской больнице Абакана, спасал детей, выхаживал 700-граммовых младенцев – раньше это было чудом, а не обычной практикой.

Глядя на родных, маленькая Люда мечтала стать врачом. «Лечила» кукол, одевалась во врача на Новый год. Выросла, поступила в красноярскую медицинскую академию и, как мама, познакомилась в студенческом общежитии с будущим мужем. Сейчас Людмила Герилович работает в родильном доме 20-ой больницы Красноярска, а ее супруг в краевом онкодиспансере.

У Леонида Гериловича в роду много медиков. Мама Анна Александровна 40 лет работает медсестрой. И почти 30 из них – в одном кабинете со своей сестрой, врачом-дерматовенерологом Татьяной Верхорубовой! Муж Татьяны Александровны Леонид Верхорубов был главным врачом Центра медицинской реабилитации в Абакане. Умер в 1998 году. Сыновья-Верхорубовы трудятся в медицине: старший Владислав – врач-психиатр, младший Алексей – фельдшер скорой помощи в Черногорске.

А родная сестра Леонида Гериловича, терапевт Оксана Лукьянова, замужем за блестящим нейрохирургом. Александр Лукьянов – лауреат нашего проекта «Призвание – врач» 2015 года в номинации «Народный врач»! И его родители – уважаемые медработники. Вот такая удивительная медицинская семья! У ее представителей много наград, благодарственных писем, почетных грамот. Благодаря этой семье, живы и здоровы тысячи людей!

«Великолепная четверка»: семья Ирины Савоськиной

О своих медицинских корнях рассказала еще одна врач 20-ой больницы – рентгенолог Ирина Савоськина. Сегодня она на передовой борьбы с коронавирусом, работает в бригаде врачей инфекционного госпиталя.

– В нашей семье четыре человека связали свою судьбу с медициной и в свое время окончили Красноярский медицинский институт: моя мама Татьяна Петровна, папа Николай Николаевич, папина сестра Нина Николаевна и я. Родные стали для меня примером отношения к профессии. И мне всегда хотелось, чтобы они мной гордились, – признается Ирина Николаевна.

– Мама живет и работает в Саяногорске, она оперирующий акушер-гинеколог, уже более 40 лет в медицине и очень любит свою профессию. Про таких говорят: светя другим, сгорает сам. Помню из детства, как однажды мы с папой забрали ее после суточного дежурства и увезли на дачу. Она полола грядку и упала в обморок. Только потом призналась, что пациентка после родов сильно кровила и пришлось три раза давать ей собственную кровь, потому что больше взять было негде, да и группа подходила. Вот такая самоотдача в прямом смысле слова. И таких случаев было немало.

Мама до сих пор часто дежурит и по роддому, и по гинекологической неотложке. Ее жизненный принцип: если твоя помощь нужна пациенту, нет ничего важнее. Вызывали ночью на срочную операцию – ехала. Если не было времени на сборы, могла впопыхах уехать в разных туфлях. Я видела, как трепетно она относится к своим пациенткам: и ласковое слово найдет, и за руку возьмет… Если приходилось сообщать женщине плохие новости, например, о замершей беременности или об онкологии, никогда просто так не отпускала, всегда поддерживала, успокаивала. Мама переживает за каждую, всегда поинтересуется, как прошла операция, как сложилась судьба. Вот такой человек. Такими и должны быть врачи. Я знаю, что и папа был такой же.

– Папа много лет проработал детским хирургом в Саяногорской городской больнице №1. Стал специалистом широкого профиля. Приходилось делать и нейрохирургические операции, и урологические, и с травмами работать. Папы не стало, когда мне исполнилось 8 лет, но до сих пор очень многие люди вспоминают его с теплом. Он часто попадал в ситуации, когда даже вне работы требовалась его помощь: то на его глазах человека сбивала машина, то ребенок провалился в канализационный люк... А однажды под Новый год к нам прибежала соседка: беда, пятилетний сын чем-то подавился и перестал дышать, посинел. Медлить было нельзя – папа сделал трахеостому при помощи обычной шариковой ручки и спас мальчишку!

Случалось и мне применять навыки неотложной помощи. Как-то на берегу озера, где мы отдыхали с семьей, маленькая девочка наступила на дно разбитой бутылки и проткнула ногу. С нами был наш друг-фокусник. Пока он отвлекал ребенка фокусами, я быстро вытащила стекло, остановила кровотечение и обработала рану. Вокруг нас собралась огромная толпа детей и взрослых. Получился импровизированный концерт и анестезия одновременно.

Интересно, что Ирина Савоськина не собиралась быть рентгенологом. Хотела стать гинекологом.

– До шестого курса я была уверена, что буду гинекологом, – говорит Ирина Николаевна. – За время учебы прочитала книг по гинекологии больше, чем по всем другим специальностям. Но когда родила первого ребенка, поняла, что хочу больше времени проводить с ним, поэтому выбрала параклиническую специальность – рентгенологию. Мама одобрила.

 

У Ирины Савоськиной подрастают два сына. Они тоже смотрят в сторону медицины?

 

– Старший нет, а младший уже заявил нам, что будет врачом, – улыбается Ирина Николаевна. – Очень любит смотреть телепередачи, в которых рассказывают истории чудесного спасения, сопереживает до слез. Однажды смотрел сюжет про недоношенного ребенка, у которого остановилось сердце. Мама попросила положить его ей на живот, чтобы попрощаться, а он вдруг начал дышать! Мой сын со слезами на глазах пересказывал мне, как малыша выхаживали, как он набирал вес… В завершение сказал: «Когда вырасту, тоже буду спасать людей, я же спасатель!» Ему всего семь лет. Так что поживем – увидим.

Обещание стало судьбой

Династия Ерахтиных

Вот что о своей семье рассказал кардиохирург Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Красноярска Павел Ерахтин:

– Моя мама Наталия Михайловна Ерахтина – врач-педиатр, невролог, заместитель главного врача поликлиники №7, капитан МВД. Папа Евгений Васильевич Ерахтин был педиатром, заведующим подстанцией скорой помощи Ленинского района Красноярска, заместителем начальника медотдела МВД края. Ушел из жизни в 2010 году.

Родители не настаивали на медицине, но я не рассматривал других вариантов, хотел стать врачом. Хотя в жизни было немало обстоятельств, которые могли бы от этого «отговорить»: семье не хватало денег и папе приходилось после работы ездить по городу, «бомбить», чтобы купить еды на вечер. Иногда родители спорили по поводу тактики лечения какого-нибудь пациента. Это единственное, из-за чего они могли ссориться.

Но плюсов, конечно, было больше. В детстве я ощущал огромную гордость от того, что весь двор знает: я сын врачей. Почти каждый день кто-то приходил к нам домой с анализами, спрашивал, что делать, как лечиться. Родители успевали всем помогать, люди их уважали. А еще в семье врачей уколы детям ставит мама, а не какая-то тетя в поликлинике. Кстати, в третьем классе при необходимости я уже сам ставил укол маме или папе.

В 1994 году папе сделали в Москве очень сложную по тем временам операцию – аортокоронарное шунтирование. Оперировал сам академик Шумаков! Я был маленьким и не знал, кто это. Думал, что навсегда прощаюсь с папой, было страшно как никогда. Операция на сердце казалась чем-то космическим, невозможным, невыполнимым. И вот 240 минут искусственного кровообращения, осложнения, тяжелая папина реабилитация. Мама жила в больнице, готовила врачам и убирала в палатах, чтобы быть ближе к отцу. Уже будучи кардиохирургом, я прочитал протокол папиной операции: она была крайне сложной, длилась более 8-ми часов. Сейчас в нашем кардиоцентре аортокоронарное шунтирование делают за 2,5 часа.

А ведь 10 лет назад я мог бы выбрать не кардиохирургию. Помню, папа спросил, каким врачом я хочу стать. 

– Травматологом.

– Давай лучше кардиохирургом. Вот посмотри на меня: уезжал в Москву, не знал, вернусь или нет, а живу уже 15 лет.

На следующий день папы не стало. Я сдержал общение, стал кардиохирургом. Главное, чему меня научил отец: надо разговаривать с пациентом. Он всегда говорил нам с братом: «Как бы вы ни устали, каких бы проблем у вас не было в жизни, с пациентом всегда нужно быть самым добрым и понимающим. Ведь если к тебе обратились за помощью, значит, ты последняя надежда, кроме тебя никто не поможет. А некоторые болезни лечатся даже словом.

Надеюсь, мы достойно продолжаем дело родителей. Я и старший брат Евгений – хирурги.  Моя жена Анастасия Гетц – врач функциональной диагностики, а жена брата Екатерина, врач невролог-эпилептолог, – представитель большой медицинской династии Народовых. Очень хочу, чтоб моя дочь продолжила нашу династию, но пусть выбирает сама. Шучу, никакой самодеятельности, только «медицинский»!

«Я вырос в медицине»

Династия Верхотуровых

Сердечно-сосудистый хирург Кардиоцентра Михаил Верхотуров тоже поделился историей своей династии:

– Я родился, когда мама и папа учились на третьем курсе медицинского института. Моя бабушка по маминой линии работала в НИИ медицинских проблем Севера гематологом. Когда родители начали работать, я проводил много времени в ординаторских – не с кем было оставить. Можно сказать, что меня воспитывали не только родители, но и их коллеги.

Я несколько раз лежал в больнице по поводу нарушения ритма сердца. В 80-х только начинали заниматься этой проблемой. У меня было много разных лекарств, уколов и капельниц. Тогда не было острых одноразовых игл, кипятили тупые многоразовые. Но страх перед уколами полностью перекрывало восхищение врачами, которые «чинили» людей. И, конечно, я восхищался своими родителями. Они могут вылечить человека! Коллеги хорошо о них отзывались, и это добавляло гордости.

Когда я стал старше, начал понимать разговоры за семейным столом: родители много говорили о работе. Папа тогда еще работал хирургом (из-за аллергии ему пришлось переучиться на анестезиолога), и я много слышал об операциях. А мама всегда была моим врачом, помогала моим друзьям. Наша квартира была маленькой больницей двора: папа пару раз зашивал детские раны после дворовых игр, мама давала таблетки, если у кого-то заболел живот или была простуда. 

Я решил, что хочу говорить с родителями на одном языке. Быть тем самым человеком в белом халате, который сможет чинить самый сложный и хрупкий механизм – человеческий организм. Поступил в медицинскую академию, прошел интернатуру по общей хирургии в «неотложке» медсанчасти №7, потом целевую ординатуру по кардиохирургии в Омске. Два года работал в отделении кардиохирургии краевой клинической больницы. Вот уже 10 лет я кардиохирург Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. Теперь мы с родителями коллеги и я могу починить уникальный «мотор» – человеческое сердце.

Сейчас Михаил Верхотуров и Павел Ерахтин работают в «красной зоне» по коронавирусу. Сил им и терпения! 

Призвание помогать

Семья Тимура Шагеева

В семье заместителя главврача Красноярской межрайонной клинической больницы №4, оперирующего акушера-гинеколога Тимура Шагеева медицина тоже передается по наследству. Его бабушка Евгения Алексеевна Подшивалова – заслуженный врач России. В годы Великой Отечественной войны она несла службу фельдшером. Потом окончила Красноярский государственный медицинский институт и более 40 лет работала фтизиатром в Центральной городской больнице Хатанги.

Мама Галина Александровна Шагеева начинала в красноярском родильном доме № 3. В 1981 году пришла в роддом акушером-гинекологом, а через 5 лет стала главным врачом. В 1995 году Галину Шагееву назначили главным акушером-гинекологом управления здравоохранения Красноярска. Благодаря разработанным ей программам по охране здоровья матери и ребенка, уровень материнской смертности в городе снизился в 10 раз, а младенческой в 2 раза. Сегодня Галина Александровна работает консультантом отдела организации педиатрической и акушерско-гинекологический помощи в минздраве края.

Тимур Шагеев тоже помогает женщинам: проводит экстренные операции в больнице на Кутузова, внедряет современные щадящие оперативные вмешательства. Лечит бесплодие и дарит женщинам долгожданную возможность стать мамой. А еще ведет большую административную работу. За заслуги перед медициной Тимур Анварьевич получил почетную грамоту губернатора края, почетные грамоты регионального и федерального минздрава. В 2015 году стал победителем Всероссийского конкурса врачей в номинации «Лучший врач-акушер-гинеколог» (диплом II степени).

Учить, лечить, спасать

Династия Сизых-Коноваловых

В семье эндокринолога и главного врача Сибмедпортала Татьяны Коноваловой трое докторов: она, сын и мама – заслуженный врач России Тамара Петровна Сизых. Она очень много сделала не только для медицины нашего края. Восемнадцать лет возглавляла кафедру госпитальной терапии Иркутского государственного медицинского института, воспитывала успешных талантливых врачей. А в Красноярском крае «взращивала» новое направление – аллергологию. В 1971 году Тамара Сизых организовала и возглавила в краевой больнице первое за Уралом аллергологическое отделение. Была главным внештатным аллергологом края, главным терапевтом краевого отдела здравоохранения.

А начинала свой путь Тамара Петровна в медсанчасти завода «Красмаш». Там же потом трудилась ее дочь Татьяна. Сегодня Татьяна Коновалова работает в эндокринологическом отделении краевой больницы, ведет школу здоровья «Диабет», руководит своей клиникой. И врач, и организатор – как мама! А сын Татьяны Тимофеевны Антон Коновалов стал нейрохирургом. В 2014-ом закончил красноярский медуниверситет. Теперь работает в Центре нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко в Москве. И как работает! В каждом отзыве пациенты отмечают его высокий профессионализм и отзывчивость.

«Моя сестра попала в институт нейрохирургии Бурденко с вторичным разрывом аневризмы средней мозговой артерии. Она была в глубокой коме, не могла сама дышать, очаг ишемии был просто огромный! – пишет родственница пациентки. – Слава Богу, на нашем пути оказался Антон Николаевич Коновалов: замечательный врач, умница, золотые руки, доброе сердце. Если бы не он, моей сестры уже бы не было в живых. В самые тяжелые моменты мы встречали от него понимание, слышали доброе, успокаивающее слово».

Династия Мыльниковых: продолжение следует…

А сколько благодарных отзывов пациенты посвящают травматологу краевой больницы Алексею Мыльникову! Пару лет назад у меня было с ним интервью. Говорили в основном о работе. Теперь спросила о семье. Выяснился интересный факт: прадед Алексея Васильевича по маминой линии был военно-полевым хирургом и в годы Великой Отечественной удалял почку его деду по отцу. Они не были знакомы, а спустя десятилетия внучка военного хирурга вышла замуж за сына того прооперированного пациента!

– Это выяснилось, когда мама познакомилась с дедушкой отца. Сейчас она на пенсии, а раньше работала фельдшером, – говорит Алексей Мыльников. – А папа работал инфекционистом, был начальником санэпидемстанции в Енисейске. Погиб в 42 года от инфаркта….за две недели до моего рождения. Когда я вырос, часто говорили: «Как ты похож на своего отца Василия Михайловича!» Всегда слышал о нем только хорошее, люди помнили и благодарили отца спустя долгие годы после смерти. Врачебная профессия позволяет оставить след в памяти других людей.

Алексей Васильевич рассказал, что в его семье «созревает» еще один врач: сын Илья хочет быть хирургом. Учится на втором курсе красноярского медуниверситета.

– Честно говоря, я сначала отговаривал сына идти в медицину: время изменилось, к врачам сейчас хуже относятся, – объясняет травматолог. – Но Илья не испугался. В первый раз он пришел ко мне на операцию лет в пятнадцать, я тогда еще работал в 7-ой клинической больнице. В прошлом году сын проходил санитарскую практику в онкоцентре, ассистировал на операции. Уже может «вязать» узлы, знает правила антисептики. Илья занимал призовые места во всероссийской олимпиаде по хирургии. Старательный парень. Думаю, из него выйдет хороший хирург.

«Женское дело» семьи Беликовых

А вот Светлану Беликову, правнучку повитухи и дочку акушерки с почти 30-летним стажем, медицина не привлекала. Она любила рисовать, ходила в «художку» и хотела стать дизайнером. Поступила в архитектурный институт, отучилась там три года.

– Так случилось, что мне пришлось уйти из института. Тогда я решила реализоваться в медицине. Выучилась на акушерку, – рассказывает Светлана. – Скоро будет три года, как я работаю в родильном доме №5. Чувствую себя на своем месте и теперь понимаю: медицина – мое призвание. Кстати, я работаю в отделении со своей мамой Еленой Алексеевной Беликовой. Мы редко видимся на работе, обычно смены не совпадают. Но я всегда чувствую ее поддержку, знаю, что в сложной ситуации мне будет у кого спросить совета. С наступающим праздником, мамочка и коллеги!

Спасибо всем, кто поделился с нами частью своей семейной истории. Медицина – это ведь тоже большая семья. В ней нельзя без доверия, искренности и поддержки. В семье остаются лучшие: сильные духом, самоотверженные, талантливые, человечные, знающие свое дело.

Мы поздравляем всех, кто трудится в медицине, с наступающим Днем медработника! Дай Бог, чтобы ваше сегодняшнее испытание скорее закончилось, вы вернулись в свои семьи и наконец-то отдохнули. Чтобы потом опять лечить и спасать нас. Низкий поклон вам, дорогие медики! Будьте здоровы и счастливы! 

По материалам Сибирского медицинского порталаhttp://www.sibmedport.ru/article/12675-meditsina-eto-u-nih-semeynoe-mediki-krasnojarska-rasskazali-o-svoih-dinastijah-/