Специалисты онкологического диспансера ответили на вопросы пациентов

28 ноября 2013

 

У пациентов онкологического диспансера, как проходящих лечение, так и окончивших его, зачастую остается множество вопросов. Сотрудники онкологического диспансера организовали встречу, где все желающие могли задать свои вопросы. На встрече присутствовали заведующие и врачи всех профильных отделений онкодиспансера. Во время двухчасовой  встречи онкологи ответили на вопросы, касающиеся профилактики онкологических заболеваний, их лечения, а также организации онкологической помощи. Такую встречу сотрудники краевого онкологического диспансера планируют повторить в декабре 2013 года.

Ниже публикуем стенограмму встречи пациентов со специалистами.

Когда человек по состоянию здоровья получает инвалидность, ему полагается санаторно-курортное лечение. Положено ли оно онкологическим больным?

Отвечает заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Вера Викторовна Ирбеткина:

Стандарты, существующие сегодня, предполагают возможность реабилитации онкологических пациентов, в том числе и санаторно-курортное лечение. Однако в первые годы после лечения, когда идет наиболее активный процесс реабилитации, мы не рекомендуем посещать санаторно-курортные учреждения. Что же касается третьего и последующих годов наблюдения, если нет рецидивов и признаков прогрессирования заболевания, санаторно-курортные учреждения различного профиля могут быть рекомендованы пациенту. Как правило, пациентам рекомендуются местное санаторно-курортное лечение с использованием ванн, грязей, лечебного питания и без физиопроцедур, поскольку они противопоказаны нашим пациентам.

Когда пациент проходит процедуру оформления или подтверждения инвалидности, в документах ставится заключение о необходимости или противопоказанности санаторно-курортного лечения.  Вопросы о таком лечении пациент может задать всякий раз, когда приходит оформлять инвалидность. Если у пациента пожизненная группа инвалидности, его программа реабилитации может пересматриваться. Например, если рекомендации по санаторно-курортному лечению отсутствуют, а пациент хочет его пройти, нужно заполнить специальную форму, пройти комиссию, и, если это возможно, санаторно-курортное лечение может быть рекомендовано. Повторюсь, решение о необходимости санаторно-курортного лечения зависит от состояния пациента.

Есть ли возможность получить группу инвалидности после резекции молочной железы?

Отвечает заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Вера Викторовна Ирбеткина:

Такая возможность есть, но все зависит от стадии заболевания, пройденного лечения и результатов этого лечения. Так, например, если молочная железа отсутствует – это не является абсолютным поводом для установления группы инвалидности. Тот же принцип действует и при лечении пациентов от злокачественных новообразований других локализаций. Если у пациента есть вопросы по поводу получения инвалидности, он может обратиться с ними ко мне, взяв с собой амбулаторную карту.

Влияет ли препарат «Герцептин» на ослабление иммунитета?

Отвечает врач-онколог дневного стационара противоопухолевой лекарственной терапии Мусаева Наталья Эдуардовна:

«Герцептин» – таргетный (действующий на конкретную «мишень») препарат, влияющий на рецепторы, которые находятся на мембранах опухолевых клеток, которые блокируют сигнальные пути. На здоровые клетки препарат не влияет. Если вы заметили снижение иммунитета, используйте общеукрепляющую терапию – это, как минимум, физкультура и витамины в терапевтических дозировках.

Если имеет место перерыв в приеме дорогостоящих лекарственных препаратов, насколько это плохо?

Отвечает врач-онколог дневного стационара противоопухолевой лекарственной терапии Мусаева Наталья Эдуардовна:

К сожалению, мы живем не в тепличных условиях, поэтому бывают перебои с лекарствами, не зависящие от нас. Когда вы постоянно пьете препарат, в вашей крови формируется концентрация действующего вещества. Если возникает перерыв в приеме лекарства, это вещество еще продолжает работать. В разных ситуациях, конечно, по-разному, и такие пробелы должны быть как можно меньше, но если небольшие перерывы присутствуют, они не критичны.

Слышала по телевизору, что рак любит молоко и сахар, правда ли это?

Отвечают врач-онколог дневного стационара противоопухолевой лекарственной терапии Мусаева Наталья Эдуардовна, врач-онколог поликлиники Игорь Иванович Чухров, заведующий дневным хирургическим стационаром Максим Александрович Шумбасов:

К сожалению, обилие вокруг онкологии подобной информации, передающейся из уст в уста, затмевает минимальные зерна истины. Пациенты общаются друг с другом и множат эти заблуждения. Опухолевая клетка – это клетка, в которой генетически нарушены механизмы. Залейте ее молоком, керосинам, засыпьте сахаром – от этого ничего не изменится. Конечно, если вы будете есть, например, только один какой-то вид пищи, вы подкосите свое здоровье, нанесете вред всему организму в целом, что, в свою очередь, может привести к онкологическому заболеванию. Поэтому не нужно ограничивать себя в сахаре, а нужно питаться как можно более сбалансировано. Существует множество разных теорий на тему того, что же все-таки является толчком к развитию онкологического заболевания, поэтому винить в заболевании молоко, сахар или что-то еще – совершенно бессмысленно. Заболеваемость злокачественными новообразованиями различных локализаций примерно одинакова во всем мире. Она одинакова как в промышленных районах, крупных городах, так и в селах с чистейшим воздухом. Поэтому думать о том, что какой-то определенный фактор сыграет с вами злую шутку, не стоит. Однако каждая женщина должна понимать, что, например, большое количество абортов – это плохо, удары и травмы – это плохо, бесконтрольная гормональная контрацепция – это плохо и так далее.

У многих женщин, перенесших рак груди, растут дочери, а ведь в развитии злокачественных новообразований велика доля наследственности. Какие провести анализы? Стоит ли делать анализ на мутацию генов, о котором сейчас все говорят?

Отвечает заведующий дневным хирургическим стационаром Максим Александрович Шумбасов:

Этот анализ актуален за рубежом, но он актуален в случае семейных раков. Семейный рак – это когда в одной семье болели прабабушка, бабушка, мать, тетя, сестры. Это говорит о поломке генов BRCA1 и BRCA2. Если в семье есть единичные случаи заболевания – это не значит, что вы должны говорить дочерям о том, что у них есть риск развития рака груди. К тому же нужно помнить, что если такой анализ выявит поломку гена – это не значит на сто процентов, что у ребенка будет рак.

Что такое позитронно-эмиссионная томография? Для чего она нужна?

Отвечает заведующая радиологическим отделением №2 Нина Валентиновна Липатова:

Этот аппарат применяется за границей уже около 10 лет. В нашей стране первые такие аппараты появились в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь он будет и у нас. Нужно понимать, что все существующие методы диагностики работают в совокупности. Ни один из них в отдельности не даст достоверной информации о наличии или отсутствии злокачественного новообразования. ПЭТ может только помочь онкологам обратить внимание на определенный участок, нельзя сказать, что он создан для диагностики опухолевого процесса. Преимущественно ПЭТ используется для оценки качества проведенного лечения.

Можно ли каким-нибудь образом самостоятельно проводить реабилитацию после перенесенной мастэктомии, когда происходят отеки?

Отвечает заместитель главного врача по хирургии Гамлет Арменакович Арутюнян:

Сейчас в городе работает уже несколько первичных онкологических кабинетов. Вскоре они откроются в каждом районе города. К онкологам, ведущим прием в этих кабинетах, можно прийти с подобными вопросами. Но важна и помощь женщины самой себе. После мастэктомии, когда обрываются лимфатические пути, нарушается отток лимфы. Вся надежда – на лимфо-венозные соустья. То есть лимфа должна попадать в вены, а затем оттекать. Но если женщина в первые дни после операции будет себя жалеть, не будет выполнять советов врача, который твердит о том, что нужно разрабатывать руку, чтобы нормализовать движения плечевого сустава, если женщина думает, что займется этим после выписки, это как раз и приведет к отеку. Дело в том, что к моменту выписки в подмышечной впадине уже сформируются рубцы, которые будут крепчать с каждым днем. Если разработка руки начнется поздно, эти рубцы будут пережимать подмышечную и подключичную вены и закрывать отток лимфы. Когда женщина выписывается из диспансера, рука со стороны операции должна у нее работать так же, как и другая. После этого лучшая реабилитация – это плаванье и занятия на шведских стенках.

Если вы не нашли здесь интересующий вас вопрос, задайте его на сайте Красноярского краевого клинического онкологического диспансера (http://onkod.krasgmu.ru/) в разделе «Пациентам» - «Задать вопрос специалисту».

 Дополнительная информация в пресс-службе КККОД,  Марина Соколова, тел.: 8-913-576-80-67.