Интервью с главным врачом Красноярского межрайонного родильного дома №5 Оксаной Ковалевской
Красноярскому роддому №5 исполнилось тридцать лет. За эти годы не только роддом – само родовспоможение сильно изменилось. Какие новые возможности появились у акушеров и будущих мам? Об этом, а также о партнерских родах, эпидуральной анестезии и доулах говорим с главным врачом Красноярского межрайонного родильного дома №5 Оксаной Ковалевской.
– Оксана Игоревна, сравним роды 30 лет назад и сегодня. Что изменилось для рожениц?
– Изменилось многое. Акушерство стало менее агрессивным: сегодня меньше родостимуляций и других медицинских вмешательств, операций кесарева сечения. Как и раньше, есть абсолютные показания (у женщины порок сердца или другое тяжелое заболевание), при которых без операции не обойтись, а есть относительные. Например, у женщины уже было кесарево сечение, потому что во время родов у ребенка началась острая гипоксия, или было тазовое предлежание крупного плода. Но в следующий раз все может быть по-другому, поэтому мы настраиваем женщину, что при определенных условиях она сможет родить сама. Это касается и женщин с рубцом на матке.
Акушерство взяло курс на естественные роды. Появились медикаментозные средства, которые увеличивают шансы на самостоятельное начало родов. Сейчас есть специальные гели для подготовки «незрелой» шейки матки к родам, а раньше приходилось часами и даже сутками вводить женщине гормон-окситоцин. Увы, это не всегда помогало.
– Пятый роддом одним из первых в Красноярске разрешил женщинам рожать вместе с мужем. Много у вас сейчас партнерских родов?
– Около 80% всех родов – это. Женщина может рожать вместе с мужем, мамой или сестрой. Иногда в качестве исключения мы разрешаем поддержать роженицу двоюродной сестре или близкой подруге. Время от времени под видом подруг к нам пытаются пройти доулы (помощницы в родах – прим. ред.), чтобы вести на родах свою «политику». Я против этого. Знаю случаи, когда во время домашних родов доулы провоцировали серьезные проблемы, вызывали скорую помощь и устранялись.
– Но есть же профессиональные доулы, которым сами медики разрешают помогать роженицам. В некоторых странах доулы работают в роддомах.
– Согласна, доулы бывают разные. Грамотные помощницы не вмешиваются в работу акушеров. Думаю, что их сотрудничество с медперсоналом в других странах регламентируется какими-то законами. Когда у нас будет соответствующий закон или приказ министерства здравоохранения, тогда, пожалуйста, пусть доулы приходят на роды.
– Оксана Игоревна, ваш роддом «в тренде»: есть популярные сейчас вертикальные роды, «мягкие» роды… Что это, кстати, за мягкие роды?
– По сути, это обычные роды с ореолом чего-то (главврач улыбается). Мы ввели их по просьбам некоторых женщин. Они просили создать максимально естественную обстановку для родов: выделить дальний родовой зал, где тише, затемнить окна, загородить ширмой медицинское оборудование, чтобы оно не настраивало на какие-то возможные осложнения... Я считаю, что это надумано, навеяно женскими форумами. Но если нашим роженицам это помогает чувствовать себя спокойно, мы идем навстречу.
– В красноярских роддомах сейчас доступна эпидуральная анестезия. Чтобы получить ее, нужны определенные показания или достаточно желания женщины уменьшить боль?
– Если у роженицы нет противопоказаний к эпидуральной анестезии, при желании она может получить такое обезболивание. Анестезию проводят не раньше раскрытия шейки матки на 5 см (иначе могут быть стремительные роды) и не позже раскрытия на 9-10 см (если начнутся потуги, женщина не сможет тужиться из-за обезболивания). Анестезия может сильно уменьшить боль, а может совсем немного ее приглушить – все зависит от индивидуальных особенностей роженицы. Некоторым женщинам эпидуральная анестезия вообще не нужна: им достаточно «переждать» схватки под душем, расслабиться с помощью дыхательной гимнастики. Далеко не все роженицы хотят эпидуральную анестезию. Я бы вот не стала рожать ни под какой анестезией.
– Процедура может навредить маме или малышу?
– У любой медицинской манипуляции есть риск осложнений, противопоказания. Мы письменно информируем о них женщину, она подписывает согласие на процедуру, и только потом ей проводят эпидуральную анестезию. Другое дело, что женщина может не знать о своих противопоказаниях: у нее может быть не диагностированная грыжа позвоночника или протрузия межпозвонковых дисков. Не зная об этом, роженица согласится на анестезию, а потом могут возникнуть проблемы.
– Оксана Игоревна, какие обследования и анализы помогут этого избежать?
– Каждая беременная женщина (неважно, хочет она рожать с анестезией или без) должна пройти прегравидарную подготовку. До 12 недель беременности нужно обязательно сходить к терапевту в женской консультации и убедиться, что здоровье позволяет вам выносить беременность. Некоторые заболевания во время беременности осложняются настолько, что ставят под угрозу жизнь женщины. Если серьезных рисков нет, но нужны обследования узких специалистов, терапевт направит в консультативную поликлинику на ул. Коломенской. Там работают кардиолог, невролог, сосудистый хирург и другие врачи, которые знают специфику заболеваний своего профиля у беременных. Специалисты будут наблюдать за будущей мамой, определят метод родоразрешения, профиль роддома, где она будет рожать.
– 5-ый роддом принимает рожениц Октябрьского, Центрального и Железнодорожного районов, сюда со всего края приезжают рожать женщины с рядом заболеваний. Насколько вы загружены в сравнении с другими роддомами Красноярска?
– Мы принимаем больше всех родов в городе. Сейчас идет спад родов, а в более «активные» годы было почти 6 тысяч родов. В других роддомах Красноярска тогда принимали по 3,5- 4 тысячи родов.
– О пятом роддоме большинство мамочек отзывается хорошо. Женщины отмечают, что в родовых залах чисто, хвалят медперсонал за профессионализм и отзывчивость. Есть, конечно, и критика. Некоторые жалуются на питание: мол, на дверях палат висят памятки, где написано, что после родов надо есть то-то и то-то, а в роддоме кормят по-другому.
– В памятках речь идет о еде, которую родственники могут приносить роженицам, а не о нашем питании. Мы сами не составляем рацион. Есть утвержденное Роспотребнадзором меню на 7 дней, где четко прописаны калорийность блюд, содержание белков, жиров и углеводов. Мы должны придерживаться этого меню, и нас регулярно проверяют. Персонал старается готовить вкусно, с душой, и большинство рожениц устраивает наше питание. В тех же отзывах пишут, что в роддоме кормят «вкусно, как дома». Но вкусы у всех разные, сложно всем угодить. Это касается не только питания: одни женщины хотят, чтобы врач говорил с ними только по делу, другим нужно ласковое слово, третьи сами учат медработников, как надо принимать роды…Часто молодые женщины говорят: «Мне не надо ничего объяснять, я все посмотрела в интернете». А после родов многие признаются: «Вы знаете, оказывается, все вообще по-другому!»
– Но бывает и наоборот: молодая мама бы и рада, чтобы ее всему научили, а медики не проявляют должного внимания, раздражаются из-за лишних вопросов.
– Благодаря отзывам пациенток мы стараемся решить и эту проблему. Если выясняется, что кто-то из сотрудников не соблюдает этику и деонтологию, не проявляет милосердия, мы с ним расстаемся. Наш родильный дом – это большая дружная семья, где женщине должно быть комфортно и спокойно, где женщина знает, что ей всегда помогут. Да, иногда мы по сто раз в день повторяем, как надо тужиться, как прикладывать ребенка к груди, как ухаживать за ним… Но учить этому женщину – наша кропотливая ежедневная работа. Я всегда привожу пример сотрудникам: пришли вы в налоговую для подачи налоговой декларации, а инспектор дает вам бланк и не объясняет, как заполнять декларацию. Ему-то все понятно, это его каждодневная работа, и специалист не задумывается, что для других это сложно и непонятно.
– В общем, на отзывы пациенток вы реагируете. Это хорошо.
– Как руководитель я слежу за общей ситуацией в роддоме, но чего-то я могу не знать. Отзывы мне помогают. Даже негативный отзыв – это плюс, стимул к совершенствованию. Нельзя почивать на лаврах и думать, что у нас все идеально.
– Оксана Игоревна, ваш роддом первым в Красноярске начал проводить экскурсии для будущих родителей. Как часто они проходят, как записаться на экскурсию?
– Доктора составляют график экскурсий в начале месяца. Экскурсии по роддому очень популярны, поэтому лучше записываться заранее по телефону 244-05-30. Кстати, кроме экскурсий мы проводим бесплатные занятия для будущих родителей в первый, второй и третий четверг месяца. Первое занятие ведут акушерки из родового отделения, второе – медсестры детского отделения, а третье занятие проводят врачи-неонатологи.
– Женщины сейчас рожают позже, чем 20-30 лет назад. Во сколько лет приходят рожать первенцев? И какой возраст вы, как врач, считаете оптимальным для рождения первого ребенка?
– Год-два назад первого ребенка рожали в 25 лет, а сейчас средний возраст первых родов сдвинулся к 27 годам. Начиная в этом возрасте, женщины успевают родить двух-трех детей. Все зависит от настроя и здоровья пары. С медицинской точки зрения, оптимальный возраст для рождения первенца – 20-27 лет. Но ведь у каждого своя судьба, свои обстоятельства. Может быть, женщина еще не встретила мужчину, от которого она готова родить ребенка. Сегодня у меня была пара: 34 года, ждут первенца. У пары не было бесплодия и каких-то проблем, просто люди так запланировали. Можно благополучно родить и в 35, и в 18. Главное, чтобы ребенок был желанным и любимым.
Беседовала Анастасия Леменкова
(http://www.sibmedport.ru/article/12436-glavvrach-roddoma--oksana-kovalevskaja-negativnyy-otzyv-eto-stimul-stat-luchshe-/)